Методические аспекты профессионально-направленного обучения математике студентов технического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе рассматриваются проблемы преподавания математики в техническом университете в условиях новых образовательных стандартов. В контексте изучения этой дисциплины анализируется учебный план направления подготовки бакалавров 12.03.01 Приборостроение, ориентируясь на действующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Изучение указанной дисциплины направлено на формирование как общепрофессиональных и профессиональных, так и универсальных компетенций. Вместе с тем, сравнение двух поколений стандартов (действующего и предыдущего) высшего образования выбранного направления подготовки позволило установить перевод значительного количества аудиторных часов на самостоятельную работу студентов. Установленный факт вызывает необходимость внедрения в процесс обучения современных методов, форм и условий организации. Исследование проходило на базе Самарского государственного технического университета (СамГТУ). Задача исследования заключается в определении педагогических условий организации учебного процесса, позволяющих более эффективно подготовить студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности. Педагогические условия были разработаны, принимая во внимание ориентирование процесса обучения на цифровизацию, внедрение информационных технологий, на развитие финансовой грамотности студентов, а также активизацию их самостоятельной деятельности и познавательного интереса. В статье представлена реализация выделенных условий в образовательном процессе СамГТУ.

Об авторах

Наталья Геннадьевна Кочетова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kochetova@sgspu.ru

кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета начального образования

Россия, г. Самара

Янина Геннадьевна Стельмах

Самарский государственный технический университет

Email: yaninastelmah@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, г. Самара

Татьяна Николаевна Кочетова

Самарский государственный технический университет

Email: tnkochetova@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 03.09.2015 № 959 [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/71211494.
  2. Суетина Н.М., Темзоков А.К. Реализация технологии проектного обучения в образовательном процессе вуза // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 1. С. 104–112.
  3. Филатов В.В., Гобыш А.В. Реализация профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. Вып. 1 (50). С. 227–234. doi: 10.26456/vtpsyped/2020.1.227.
  4. Дорожкин Е.М., Изюрова Я.С. Роль электронной информационно-образовательной среды в системе высшего образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 2. С. 71–85. doi: 10.18384/2310-7219-2022-2-71-85.
  5. Кочетова Н.Г., Триндюк Т.В. О возможностях математического содержания в формировании готовности к профессиональной самоорганизации и самообразованию у обучающихся технического вуза // Математическое образование в современном мире: теория и практика: сб. ст. / отв. ред. О.В. Юсупова. Самара: Самар. гос. тех. ун-т, 2022. С. 106–112.
  6. Тарасова С.А. Прогнозирование временного ряда инфекционной заболеваемости // Программные продукты и системы. 2019. Т. 32, № 2. С. 337–342.
  7. Рыжова В.А., Демченко А.И. Использование кейс-технологии в формировании профессиональных компетенций студентов технического вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16, № 1–2. С. 83–92.
  8. Кочетова Т.Н., Стельмах Я.Г., Тиханова Н.Е. Формирование навыков самоорганизации студентов технического вуза // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения: сб. тр. междунар. форума. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 391–394.
  9. Veis Y.V., Eremicheva O.Y., Kostyleva I.B., Tikhonov V.S. HR training in digital economy: innovative investment projects // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol. 139. P. 688–696. doi: 10.1007/978-3-030-53277-2_82.
  10. Кочетова Н.Г., Зубова С.П., Буренина В.И. Темпоральные характеристики творческого потенциала инженера (ресурсы, резервы, возможности) // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения: сб. тр. междунар. форума. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 404–407.
  11. Стельмах Я.Г. Активизация исследовательской деятельности студентов при изучении математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (21). С. 166–173.
  12. Стельмах Я.Г., Аверьянов В.А., Перстенева Н.П. Профессионально направленное обучение математике студентов технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 3 (44). С. 95–98.
  13. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг.: распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71775558.
  14. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности [Электронный ресурс] // Моифинансы.рф. https://app-dev.моифинансы.рф/storage/18922/edinaya-ramka-fg.pdf.
  15. Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н., Перстенева Н.П. Формирование финансовой грамотности бакалавров технического вуза при изучении математики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 8/2. С. 84–87.
  16. Проектно-образовательные треки Самарского Политеха [Электронный ресурс] // Самарский государственный технический университет. https://samgtu.ru/tracks.
  17. О проектной деятельности обучающихся в ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»: положение от 24.06.2022 № П-745 [Электронный ресурс] // http://cpo.samgtu.ru/sites/cpo.samgtu.ru/files/p-745_24.06.2022_polozhenie_o_proektnoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya_v_fgbou_vo_samgtu.pdf.
  18. Аверьянов В.А., Стельмах Я.Г. Готовность студентов к самообразованию // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2021. Специальный выпуск. С. 4–6.
  19. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Научно-исследовательская работа студентов в региональном вузе: оценка возможностей, достижений, опыта и практик участия // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 9 (1). С. 2528–2538. doi: 10.15372/pemw20190116.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кочетова Н.Г., Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».