Документоведческая компетенция филолога в современной образовательной парадигме

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросам места и значения документоведческой компетенции в профессиональной подготовке филологов. Эффективность развития государства во многом определяется качеством подготовки квалифицированных кадров, умеющих решать различные профессиональные задачи, одной из которых является работа с документами. Тенденция к усложнению характера деятельности современного специалиста-филолога ставит новые задачи перед системой высшего образования. Поле профессиональной деятельности филолога можно определить как совокупность разнородных функций из собственно филологической сферы и областей, смежных с нею. Авторы обосновывают необходимость пересмотра подходов к структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога в связи с изменениями требований к специалисту со стороны работодателя, именно компетентностный подход лежит в основе стандартов третьего поколения. Готовность к профессиональной деятельности предполагает комплекс ключевых компетенций, обеспечивающих быструю адаптацию выпускника в разных профессиональных сферах деятельности и успешное выполнение большого количества задач, в том числе и работу с документами. Авторы исследования подчеркивают значимость формирования документоведческой компетенции в рамках основных и дополнительных образовательных программ с целью максимального приближения высшего образования к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников в соответствии с запросами современного общества.

Об авторах

Юлия Николаевна Грицкевич

Псковский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: grickevich68@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного

Россия, г. Псков

Светлана Викторовна Лукьянова

Псковский государственный университет

Email: svetlanaluk@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного

Россия, г. Псков

Лариса Михайловна Попкова

Псковский государственный университет

Email: popkova.larisa@mail.ru

 кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного

Россия, г. Псков

Список литературы

  1. Руберт И.Б. Прагматические и структурно-семантические характеристики нормативных текстов деловой документации // Текст-Дискурс – Стиль коммуникации в экономике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. С. 124–143.
  2. Сыщиков О.С. Имплицитность в деловом дискурсе (на материале текстов коммерческих писем): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2000. 23 с.
  3. Ширяева Т.А. Деловой дискурс как коммуникативный акт // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2005. № 3–4. С. 92–99.
  4. Александрова О.В., Менджерицкая Е.О., Харьковская А.А. Филология как составляющая современного гуманитарного знания и компетентностный подход в образовательных программах по зарубежной филологии // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 5/2 (64). С. 273–280.
  5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  6. Инновационные подходы к проектированию Федерального государственного образовательного стандарта и примерных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Филология» / сост. и общ. ред. Е.Н. Ковтун. М.: Изд-во МГУ, 2007. 224 с.
  7. Методические материалы к семинару по проблемам формирования базовых компетенций цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОС ВПО. М.: Изд-во РУДН, 2005. 52 с.
  8. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования: методологические проблемы обучения русскому языку. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2009. 385 с.
  9. Ильин Д.Ю. Филологическое образование: задачи и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2008. № 11. С. 21–28.
  10. Утегенова К.Т. Новый формат содержания высшего филологического образования // Языковое образование в условиях социокультурной трансформации современного общества: мат-лы международного научного форума, Караганда, 06–08 апреля 2016 года. Караганда: Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова, 2016. С. 136–139.
  11. Бородинова М.В., Ланская Д.В. Организационные и документоведческие компетенции персонала научно-технического архива инфраструктуры инновационной экосистемы управления // Документ. Архив. Информационное общество: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф., Москва, 28–29 сентября 2017 года. М.: Термика.ру, 2018. С. 268–274.
  12. Муралев А.А. Развитие документоведческой компетентности в системе профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сборник VI междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях, Новосибирск, 29 декабря 2014 года / под об. ред. С.А. Куценко. Т. 2. Новосибирск: Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева, 2014. С. 123–126.
  13. Вальцев С.В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19–21.
  14. Фахреева Д.Р., Фахреев Н.Н. Формирование документоведческой компетенции // Проблемы педагогики. 2016. № 8 (19). С. 10–11.
  15. Анохина С.А. Вольное отношение к языковой норме в письменной деловой речи как штрих к образу современной России // Образ России в условиях информационной войны конца XX – начала XXI в. Тенденции обновления политического дискурса: мат-лы междунар. науч. конф. (г. Магнитогорск, 23–25 ноября 2017 г.) / под ред. С.Г. Шулежковой. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. С. 138–147.
  16. Анохина С.А., Козько Н.А., Позднякова Н.В. Проблемы лингвистической подготовки документоведов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 94–107.
  17. Дрешер Ю.Н. Коммуникативная компетентность специалистов-документоведов. Проблемы и перспективы развития // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2014. № 2 (124). С. 94–98.
  18. Воскресенский И.В. Стратегии имплицирования и разрешения неоднозначности в деловой переписке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2007. 20 с.
  19. Гурьева З.И. Антропоцентризм – отправная точка исследований в области деловой коммуникации // Антропоцентрическая парадигма в филологии: мат-лы междунар. науч. конф. (Ставрополь, 14–15 мая 2003 г.). Ч. II. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2003. С. 118–124.
  20. Карабань Н.А. Особенности функционирования коммуникативной категории вежливости в электронной деловой переписке // Мир русского слова. 2005. № 1–2. С. 75–78.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Грицкевич Ю.Н., Лукьянова С.В., Попкова Л.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».