Competence-based methodological resources: the experience of forming students’ ecological culture

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The presented work provides data on the main trends in the educational assimilation of modern environmental science, the role of its cultural component in the training of future specialists of the Faculty of Natural Sciences and Geography of the Samara State University of Social Sciences and Education. They allow us to state that in recent years the environmental training of students has become more multidisciplinary in nature. It dialectically and harmoniously coexists the main provisions of the universal theory of systems, philosophical, evolutionary and other worldview ideas, digital technologies, quantum physics, theory and methodology of cognitive activity and other integral components of modern education. It can be confidently stated that modern ecology has increasingly begun to use an integrated systemic synergetic approach in its development, which has determined an increased role in the observed integration, primarily of its educational and methodological teachers.

About the authors

Natalia Nikolaevna Sazonova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: sazonova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Biology, Ecology and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Ковальчук Н.Н., Ставер Т.Г. Реализация компетентностного подхода в системе высшего образования (теоретический аспект) // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 409–410.
  2. Мезенцева О.И., Кузнецова Е.В. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография. Новосибирск, 2013. 158 с.
  3. Хуторской А.В. Педагогика: учебник. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2019. 608 с.
  4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 406 с.
  5. Competency-Based Teacher Education: Progress, Problems and Prospects. Vol. X / ed. by W.R. Houston, R.B. Howsam. Chicago: Science Research Association, 1972. 182 p.
  6. Розенберг Г.С. Введение в теоретическую экологию. В 2-х т. Т. 1. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Тольятти: Кассандра, 2013. 565 с.
  7. Розенберг Г.С. Введение в теоретическую экологию. В 2-х т. Т. 2. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Тольятти: Кассандра, 2013. 445 с.
  8. Компетентностный подход в обучении: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. О.В. Еремкина, Н.Б. Федорова, Д.В. Морин, М.А. Борисова. Рязань, 2010. 48 с.
  9. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2012. 63 с.
  10. Кобзарь О.И. Экологическая культура как составляющая часть социализации молодого поколения // Социализация личности детей и молодежи в условиях современного общества: мат-лы межрегион. науч.-практ. семинара Томск, 17–18 ноября 2009 г. Томск, 2010. С. 33–35.
  11. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Экологическая компетентность: опыт использования системного педагогического подхода в формировании индивидуальной экологосберегающей траектории студентов // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рожд. профессора Ю.В. Симонова (Самара, 4–5 февраля 2022 г.). Самара: СГСПУ, 2022. С. 117–126.
  12. Хузиахметов А.Н., Кадырова Р.Ф. Экологический аспект современного образования // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 161–164.
  13. Авдеева Е.Н. Совершенствование экологического образования студентов при обучении в вузе (на примере Сахалинской области): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Комсомольск-на-Амуре, 2011. 20 с.
  14. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.Д. Андреевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 206 с.
  15. Артамонова Е.И., Искакова М.О. Экологическое воспитание будущего учителя // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. С. 43–53.
  16. Блинников В.Л. Цели экологического образования в рамках стратегии устойчивого коэволюционного развития общества и природы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2004. № 3. С. 27–31.
  17. Ермаков Д.С. Приоритеты экологического образования: от изучения экологии – к устойчивому развитию // Народное образование. 2005. № 2 (1345). С. 122–126.
  18. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Роль компетентностного подхода в формировании готовности современного человека к экологосберегающей деятельности // Экология и здоровье человека: мат-лы III всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, памяти профессора Ю.Д. Жилова, Москва, 28 февраля – 1 марта 2022 года / отв. ред. Ю.П. Молоканова. М.: Московский государственный областной университет, 2022. С. 134–139.
  19. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция как цель обучения // Экология и жизнь. 2009. № 10. С. 36–41.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Sazonova N.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».