Изучение истории родного края в современной российской школе: основные проблемы и подходы к их решению

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что общество пришло к пониманию критичной важности патриотического воспитания личности на самых разных уровнях. Особое внимание в этой проблеме уделяется задачам, стоящим перед учителями, школой и системой образования в целом. Основным источником патриотических качеств является история России. Любовь к Родине, родному краю, чувство гордости за своих соотечественников прошлого и настоящего, помимо общероссийского характера, тесно связаны с местом нашего рождения и жизни там, где начинается наш ученический и трудовой путь. История родного края позволяет сделать исторические представления менее абстрактными: показывает ученику, что история творится непосредственно здесь и что не только предыдущие поколения, но и мы вносим вклад в развитие нашего государства. Из истории субъектов нашей страны складывается общероссийская история, что также является значимым для понимания в процессе развития личности. Изучение истории родного края способно сформировать это понимание, а значит, и личность, готовую к созиданию, заботе и улучшению сложившихся основ жизни нашего общества. Актуальность изучения истории родного края продиктована последствиями глобализации, которые заключаются в угасании связей между поколениями родных, забвении традиций и духовных ценностей народов.

Об авторах

Сергей Валентинович Любичанковский

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svlubich@yandex.ru

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России

Россия, г. Оренбург

Евгений Игоревич Логинов

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: eugenewhite99@yandex.ru

ассистент кафедры истории России

Россия, г. Оренбург

Список литературы

  1. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/75023299.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
  3. История (базовый уровень): федеральная рабочая программа среднего общего образования (для 10–11 классов образовательных организаций). М., 2023. 103 с.
  4. Бекиш О.С., Слепко Ю.Н. Краеведение как фактор комплексного решения проблем содержания современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 21–28.
  5. Буянский Д.Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Калининградский вестник образования. 2023. № 3 (19). С. 85–92.
  6. Чурина Л.А. Краеведение в формировании метапредметных результатов образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S2. С. 51–55.
  7. Рабочая программа учебного предмета «Историческое краеведение» для обучающихся 5–9 классов [Электронный ресурс] // МБОУ «Центр образования п.г.т. Южно-Курильск». https://coyk.ru/wp-content/uploads/2023/09/ecp-ooo-rp-kraeved-8kl-01-09-2023.pdf.
  8. Рабочая программа по историческому краеведению для учащихся 5 класса, адаптированная учителем истории к учебнику «Рассказы по истории Ингушетии» [Электронный ресурс] // ГБОУ «СОШ № 17 МР с.п. Верхние Ачалуки». https://shkola17achaluki-r26.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/66/rab._progr._Ing._5_kl.2023_24_g._M._.pdf.
  9. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мое Оренбуржье» для обучающихся 2, 4 классов [Электронный ресурс] // МБОУ «Карасаевская СОШ». https://sh-karasaevskaya-r56.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/dokumenty-all-52_324.html.
  10. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории Отечества» для обучающихся 10–11 классов [Электронный ресурс] // МБОУ Тейская СШ № 3. https://tss-3.siteedu.ru/media/sub/2402/files/rp-moj-kraj.pdf.
  11. Романовский В.К. Школьный курс региональной истории в контексте требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 2. С. 56–61.
  12. Шульгин В.Н. Прогерманская тенденциозность школьного курса краеведения «История Западной России» // Вопросы национализма. 2021. № 1 (33). С. 210–221. doi: 10.24412/2218-1229-2021-1-210-221.
  13. Третьякова С.А., Мелешко О.П. Возможности использования новых форм и методов исторического краеведения на уроках истории // StudNet. 2022. № 1. С. 241–247.
  14. Белова Д.Ю. «Урок в музее» как способ достижения метапредметных результатов и интерактивной формы работы // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2023. № 13. С. 5–7.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Любичанковский С.В., Логинов Е.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».