Изучение истории родного края в современной российской школе: основные проблемы и подходы к их решению
- Авторы: Любичанковский С.В.1, Логинов Е.И.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 194-198
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/280763
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133310
- ID: 280763
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что общество пришло к пониманию критичной важности патриотического воспитания личности на самых разных уровнях. Особое внимание в этой проблеме уделяется задачам, стоящим перед учителями, школой и системой образования в целом. Основным источником патриотических качеств является история России. Любовь к Родине, родному краю, чувство гордости за своих соотечественников прошлого и настоящего, помимо общероссийского характера, тесно связаны с местом нашего рождения и жизни там, где начинается наш ученический и трудовой путь. История родного края позволяет сделать исторические представления менее абстрактными: показывает ученику, что история творится непосредственно здесь и что не только предыдущие поколения, но и мы вносим вклад в развитие нашего государства. Из истории субъектов нашей страны складывается общероссийская история, что также является значимым для понимания в процессе развития личности. Изучение истории родного края способно сформировать это понимание, а значит, и личность, готовую к созиданию, заботе и улучшению сложившихся основ жизни нашего общества. Актуальность изучения истории родного края продиктована последствиями глобализации, которые заключаются в угасании связей между поколениями родных, забвении традиций и духовных ценностей народов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Валентинович Любичанковский
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svlubich@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России
Россия, г. ОренбургЕвгений Игоревич Логинов
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: eugenewhite99@yandex.ru
ассистент кафедры истории России
Россия, г. ОренбургСписок литературы
- Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/75023299.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
- История (базовый уровень): федеральная рабочая программа среднего общего образования (для 10–11 классов образовательных организаций). М., 2023. 103 с.
- Бекиш О.С., Слепко Ю.Н. Краеведение как фактор комплексного решения проблем содержания современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 21–28.
- Буянский Д.Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Калининградский вестник образования. 2023. № 3 (19). С. 85–92.
- Чурина Л.А. Краеведение в формировании метапредметных результатов образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S2. С. 51–55.
- Рабочая программа учебного предмета «Историческое краеведение» для обучающихся 5–9 классов [Электронный ресурс] // МБОУ «Центр образования п.г.т. Южно-Курильск». https://coyk.ru/wp-content/uploads/2023/09/ecp-ooo-rp-kraeved-8kl-01-09-2023.pdf.
- Рабочая программа по историческому краеведению для учащихся 5 класса, адаптированная учителем истории к учебнику «Рассказы по истории Ингушетии» [Электронный ресурс] // ГБОУ «СОШ № 17 МР с.п. Верхние Ачалуки». https://shkola17achaluki-r26.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/66/rab._progr._Ing._5_kl.2023_24_g._M._.pdf.
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мое Оренбуржье» для обучающихся 2, 4 классов [Электронный ресурс] // МБОУ «Карасаевская СОШ». https://sh-karasaevskaya-r56.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/dokumenty-all-52_324.html.
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории Отечества» для обучающихся 10–11 классов [Электронный ресурс] // МБОУ Тейская СШ № 3. https://tss-3.siteedu.ru/media/sub/2402/files/rp-moj-kraj.pdf.
- Романовский В.К. Школьный курс региональной истории в контексте требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 2. С. 56–61.
- Шульгин В.Н. Прогерманская тенденциозность школьного курса краеведения «История Западной России» // Вопросы национализма. 2021. № 1 (33). С. 210–221. doi: 10.24412/2218-1229-2021-1-210-221.
- Третьякова С.А., Мелешко О.П. Возможности использования новых форм и методов исторического краеведения на уроках истории // StudNet. 2022. № 1. С. 241–247.
- Белова Д.Ю. «Урок в музее» как способ достижения метапредметных результатов и интерактивной формы работы // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2023. № 13. С. 5–7.
Дополнительные файлы
