Профессиональная деятельность преподавателя университета в информационно-коммуникационной образовательной среде
- Авторы: Гараева Е.А.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
- Страницы: 128-131
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/284642
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024134306
- ID: 284642
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена активным внедрением в образовательную среду информационно-коммуникационных технологий, что, в свою очередь, определяет необходимость детального рассмотрения вопросов и механизмов совершенствования деятельности преподавателя университета, непосредственно связанной с их реализацией, – информационно-коммуникационной деятельности. В статье проанализированы аспекты профессионально-педагогической деятельности педагога высшей школы в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды. Представлены результаты исследования, нацеленного на выявление характера деятельности педагогов в рамках использования цифровых устройств (компьютер, смартфон, планшет, ноутбук); особенностей использования цифровых технологий для обеспечения контроля, обратной связи, дискуссий в учебном процессе; особенностей деятельности, связанной с проектированием, разработкой и использованием уже созданных (в том числе, другими авторами) электронных образовательных ресурсов; возможностей и характера организации образовательного процесса в онлайн и (или) смешанном режиме; опыта использования преподавателями современных средств коммуникации в профессионально-педагогической деятельности для эффективного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Результаты проведенного исследования, их детальный анализ и полученные выводы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности с целью рассмотрения и дальнейшего изучения процесса профессионального и личностного развития преподавателя университета как субъекта информационно-коммуникационной деятельности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Александровна Гараева
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: eagaraeva@list.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики
РоссияСписок литературы
- Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды: метод. пособие. 4-е изд. М.: Лаборатория знаний, 2020. 66 с.
- Зотов В.В. Становление информационно-коммуникативной среды как основание общественных трансформаций // Общество: политика, экономика, право. 2008. № 2. С. 6–9.
- Зотов В.В., Кривоухов А.А. Информационно-коммуникационная среда: опасности основных процессов цифровизации // Koinon. 2022. Т. 3, № 3–4. С. 75–87. DOI: 10. 15826/koinon.2022.03.3.4.032.
- Фурсова Д.А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 163–168. doi: 10.24412/1997-0803-2020-10218.
- Павлова Т.Б. Модель подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 116. С. 205–210.
- Панкратова О.П. Современные педагогические технологии как основа информационно-коммуникационной среды обучения // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 3. С. 163–166.
- Ковалева Т.Г., Дементьева Т.Г. Информационно-коммуникационная среда как ресурс и инструмент иноязычного образования специалистов // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2022. Т. 6, № 2. С. 248–255. doi: 10.33408/2519-237x.2022.6-2.248.
- Козлёнкова Е.Н., Карева А.С. Информационно-коммуникационная образовательная среда подготовки специалиста глазами студентов и преподавателей // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2011. № 3 (48). С. 103–107.
- Тимошенко Г.А. Информационно-коммуникационная среда как фактор инновационного развития вуза // Инновации и инвестиции. 2013. № 3. С. 48–53.
- Кириллов Г.М. Информационно-коммуникационная среда как пространство диалога // Наука. Общество. Государство. 2024. Т. 12, № 3 (47). С. 142–154.
- Соколовская В.В. Информационно-коммуникационная среда образовательного учреждения // Три века труда, поиска и исследований: мат-лы 72-й регион. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (Благовещенск, 20 апреля 2023 г.): в 3 т. Т. 3 / отв. ред. А.В. Друзяка. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2023. С. 85–88.
- Благов Ю.В. Развитие интегрированных коммуникаций в информационно-коммуникативном пространстве // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 4 (36). С. 75–82. doi: 10.51965/2076-7919_ 2021_1_4_75.
- Тринадцатко О.А., Мельникова В.В. ИКТ-компетентность в деятельности современного педагога // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 83–1. С. 101–103. doi: 10.18411/trnio-03-2022-28.
- Роберт И.В. Характеристики информационно-образовательной среды и информационно-образовательного пространства // Мир психологии. 2019. № 2 (98). С. 110–120.
- Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 31–36.
- Поняева Т.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя вуза как фактор эффективного развития высшего образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 2. С. 125–128.
- Барынкин М.В. Инновационная педагогическая деятельность как фактор обеспечения качества образования // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 127–129.
- Куликова Т.А., Поддубная Н.А. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 210–212.
- Мамалова Х.Э. Формирование профессиональной компетентности бакалавров-филологов в информационно-коммуникационной обучающей среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 22 с.
- Alvarez I., Guasch T., Espasa A. University teacher roles and competencies in online learning environments: a theoretical analysis of teaching and learning practices // European Journal of Teacher Education. 2009. Vol. 32, iss. 3. P. 321–336. doi: 10.1080/02619760802624104.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2 (29). С. 178–182.
Дополнительные файлы
