Самооценка и взаимооценка результатов учебной деятельности студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрено отношение педагогов и обучающихся к роли взаимооценки и самооценки в учебной деятельности как фактора достижения экспертного уровня освоения содержания отдельных дисциплин. Результаты анкетирования, проведенного среди преподавателей и студентов вузов, показали востребованность участия студентов в оценивании одногруппников как со стороны педагогов, так и самих обучающихся. При этом преподаватели высказывали осторожность при использовании взаимооценки студентов в учебном процессе, а сами обучающиеся считали выставление оценок одногруппникам субъективным процессом, основанным на личных взаимоотношениях, а не по объективным критериям. Авторами проанализированы результаты изучения мнения о роли самооценки учебных достижений студентов разных направлений подготовки и ее влияние на становление профессиональной компетентности. Сделан вывод, что для развития навыка экспертного оценивания у обучающихся, педагогам необходимо использовать элементы оценивания в текущей учебной работе, ориентируясь на современную версию таксономии Блума по формированию учебных навыков. Для этого важно в учебном процессе наряду с традиционными средствами оценивания применять и инновационные, такие как составление портфолио, организация учебных конференций и другие современные средства оценивания, поскольку они не только расширяют возможности оценивания для преподавателя, но и востребованы среди студентов.

Об авторах

Елена Гарисоновна Митина

Мурманский арктический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_mitina08@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры биологии и биоресурсов

Россия, г. Мурманск

Галина Анатольевна Макеенко

Мурманский арктический университет

Email: gal-mk@yandex.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и биоресурсов

Россия, г. Мурманск

Анна Сергеевна Ермакова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: a-ermakova1@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия, г. Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Anderson J.W., Krathwhol D.R., Airasia P.W. A taxonomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education. New York: Person Education, 2003. 336 p.
  2. Фроловская М.Н. Педагогика понимания в высшей школе. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. 285 с.
  3. Шаповалова О.Н., Ефремова Н.Ф. Формирующее оценивание как технология развития учебной самостоятельности школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 1. С. 1–8.
  4. Ксенева И.Д., Щербакова М.В. Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 119–123.
  5. Александров А.Г., Лукьянёнок П.И. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 6. С. 5–14.
  6. Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5–1 (33). С. 389–392.
  7. Чернышева С.А. Возможности самооценки и взаимооценки знаний студентов на уроках технологии в педагогическом колледже // Педагогическое мастерство: мат-лы V междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 247–250.
  8. Жаналиева М.А. Достоинства и недостатки инновационных методов оценивания знаний, умений и навыков студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 278–281.
  9. Жидкова Р.А. Современные методы оценивания результатов обучения // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 779–782.
  10. Панюшкина М.А. Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 4. С. 69–77. doi: 10.24411/2304-120x-2019-11031.
  11. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш., Будько М.Ю., Вознесенская А.О., Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования. СПб.: НИУ ТИМО, 2014. 98 с.
  12. Ширшова И.А. Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». 2013. Т. 26 (65), № 1. С. 205–215.
  13. Коршунова О.В., Ракипова М.Ш. Оценивание образовательных достижений студентов вузов в контексте праксеологического подхода // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 24–38. doi: 10.32744/pse.2020.1.2.
  14. Ильина И.А. Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2009. 169 с.
  15. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция: краткое пособие по деятельностной педагогике. В 2 ч. М.: Авторский клуб, 2018. 248 с.
  16. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.
  17. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 112 с.
  18. Малова Н.В. Критериально-ориентированный подход к оценке знаний как фактор индивидуализации обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 4–4. С. 873–876.
  19. Ануфриева Н.В. Технология самоконтроля в системе развивающего обучения // Технологии развивающего обучения: сб. науч. тр. СПб.: Эпиграф, 2014. С. 253–255.
  20. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е изд., испр. и доп. М.: Пед. об-во России, 2013. 128 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что оценивать обучающихся должны только педагоги как эксперты в своей области знаний?» между преподавателями и обучающимися вузов

Скачать (183KB)
3. Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «Можно ли, по Вашему мнению, доверять самооценке и взаимооценке обучающихся при выставлении отметок по результатам работы?» между преподавателями и обучающимися вузов

Скачать (183KB)
4. Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Доверяете ли Вы результатам взаимооценки обучающихся и используете ли ее применение в учебном процессе?» по мнению преподавателей в сравнении с распределением ответов на вопрос «Приглашают ли Вас к участию в молодежных жюри, оценке работ других студентов?» среди обучающихся вузов

Скачать (149KB)
5. Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос «Можете ли Вы наделить студента ролью эксперта при обсуждении результатов выполнения заданий?» по мнению преподавателей в сравнении с распределением ответов на вопрос «Применялось ли в практике Вашего обучения задание от преподавателя выступить в качестве эксперта в ходе занятий по дисциплине?» среди обучающихся вузов

Скачать (142KB)
6. Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Какие из современных средств оценки Вы применяете в своей работе?» по мнению преподавателей в сравнении с распределением ответов на вопрос «Какие формы работы, по вашему мнению, педагоги должны включать в учебные курсы, чтобы более точно оценить знания и умения студентов?» среди обучающихся вузов: А – отчет обучающихся о работе в течение курса, самооценка и взаимооценка работы; Б – конференция по индивидуальным работам/проектам обучающихся; В – составление портфолио индивидуальных достижений; Г – предметная/деловая игра; Д – тестирование; Е – написание эссе, докладов, рефератов; Ж – написание рецензий и аннотаций

Скачать (175KB)

© Митина Е.Г., Макеенко Г.А., Ермакова А.С., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».