Самооценка и взаимооценка результатов учебной деятельности студентов
- Авторы: Митина Е.Г.1, Макеенко Г.А.1, Ермакова А.С.2
-
Учреждения:
- Мурманский арктический университет
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
- Страницы: 166-170
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/313689
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141310
- ID: 313689
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрено отношение педагогов и обучающихся к роли взаимооценки и самооценки в учебной деятельности как фактора достижения экспертного уровня освоения содержания отдельных дисциплин. Результаты анкетирования, проведенного среди преподавателей и студентов вузов, показали востребованность участия студентов в оценивании одногруппников как со стороны педагогов, так и самих обучающихся. При этом преподаватели высказывали осторожность при использовании взаимооценки студентов в учебном процессе, а сами обучающиеся считали выставление оценок одногруппникам субъективным процессом, основанным на личных взаимоотношениях, а не по объективным критериям. Авторами проанализированы результаты изучения мнения о роли самооценки учебных достижений студентов разных направлений подготовки и ее влияние на становление профессиональной компетентности. Сделан вывод, что для развития навыка экспертного оценивания у обучающихся, педагогам необходимо использовать элементы оценивания в текущей учебной работе, ориентируясь на современную версию таксономии Блума по формированию учебных навыков. Для этого важно в учебном процессе наряду с традиционными средствами оценивания применять и инновационные, такие как составление портфолио, организация учебных конференций и другие современные средства оценивания, поскольку они не только расширяют возможности оценивания для преподавателя, но и востребованы среди студентов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Гарисоновна Митина
Мурманский арктический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_mitina08@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры биологии и биоресурсов
Россия, г. МурманскГалина Анатольевна Макеенко
Мурманский арктический университет
Email: gal-mk@yandex.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и биоресурсов
Россия, г. МурманскАнна Сергеевна Ермакова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Email: a-ermakova1@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии и экологии
Россия, г. Санкт-ПетербургСписок литературы
- Anderson J.W., Krathwhol D.R., Airasia P.W. A taxonomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education. New York: Person Education, 2003. 336 p.
- Фроловская М.Н. Педагогика понимания в высшей школе. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. 285 с.
- Шаповалова О.Н., Ефремова Н.Ф. Формирующее оценивание как технология развития учебной самостоятельности школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 1. С. 1–8.
- Ксенева И.Д., Щербакова М.В. Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 119–123.
- Александров А.Г., Лукьянёнок П.И. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 6. С. 5–14.
- Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5–1 (33). С. 389–392.
- Чернышева С.А. Возможности самооценки и взаимооценки знаний студентов на уроках технологии в педагогическом колледже // Педагогическое мастерство: мат-лы V междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 247–250.
- Жаналиева М.А. Достоинства и недостатки инновационных методов оценивания знаний, умений и навыков студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 278–281.
- Жидкова Р.А. Современные методы оценивания результатов обучения // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 779–782.
- Панюшкина М.А. Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 4. С. 69–77. doi: 10.24411/2304-120x-2019-11031.
- Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш., Будько М.Ю., Вознесенская А.О., Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования. СПб.: НИУ ТИМО, 2014. 98 с.
- Ширшова И.А. Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». 2013. Т. 26 (65), № 1. С. 205–215.
- Коршунова О.В., Ракипова М.Ш. Оценивание образовательных достижений студентов вузов в контексте праксеологического подхода // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 24–38. doi: 10.32744/pse.2020.1.2.
- Ильина И.А. Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2009. 169 с.
- Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция: краткое пособие по деятельностной педагогике. В 2 ч. М.: Авторский клуб, 2018. 248 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.
- Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 112 с.
- Малова Н.В. Критериально-ориентированный подход к оценке знаний как фактор индивидуализации обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 4–4. С. 873–876.
- Ануфриева Н.В. Технология самоконтроля в системе развивающего обучения // Технологии развивающего обучения: сб. науч. тр. СПб.: Эпиграф, 2014. С. 253–255.
- Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е изд., испр. и доп. М.: Пед. об-во России, 2013. 128 с.
Дополнительные файлы
