Содержание понятия «ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России» как предмет педагогической рефлексии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается значение ответственного отношения к учению в плане эффективности подготовки курсантов в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России как высокопрофессиональных, морально зрелых сотрудников УИС, готовых к сложным и ответственным служебным задачам. Обосновывается, что ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России является структурным интегративным личностным образованием, содержание которого определяется содержанием его компонентов. Выделены структурные компоненты ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России (когнитивно-смысловой, ценностно-мотивационный, волевой, нравственно-этический и деятельностный) и раскрыто их содержание. Когнитивно-смысловой компонент включает знание об учебной деятельности и ее структуре, основных ее этапах; представления о необходимости целенаправленного планирования учебного процесса, о значении самоанализа и самооценки учебных достижений в учебной деятельности; осознанное и глубокое понимание курсантом сущности и значимости учебной деятельности. Ценностно-мотивационный компонент содержит обусловленные спецификой ведомственного вуза и профессиональной направленностью подготовки курсантов ценности (взаимопомощь, дисциплина, долг, знание, наука, образование, ответственность, правда, профессионализм, самосовершенствование, свобода, совесть, творчество), принимают форму мотивов учебной деятельности курсантов. Волевой компонент содержательно определяется волей курсанта, обеспечивающей преодоление им внешних и внутренних трудностей в достижении учебных целей. Нравственно-этический компонент включает морально-этическую ответственность курсанта, способствующую свободному, осознанному выбору курсантом модели поведения в рамках учебной деятельности. Деятельностный компонент содержит личностные качества, обеспечивающие успешность учебной деятельности курсанта (доброжелательность, организованность, принципиальность, эрудированность, вдумчивость, мудрость, надежность, честность, компетентность, целеустремленность, независимость, креативность).

Об авторах

Денис Николаевич Желтухин

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: denis.zheltuhin@yandex.ru

заместитель начальника по служебно-боевой подготовке

Россия, Самара

Список литературы

  1. Минюкова Д.С. Теоретические основы исследования ответственности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России) [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4, № 3. http://mir-nauki.com/PDF/ 38PSMN316.pdf.
  2. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1994. 80 с.
  3. Косолапова Л.А. Формирование ответственного отношения учащихся к учению как интегративного личностного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Л., 1990. 17 с.
  4. Кухарская В.Б. Особенности формирования ответственного отношения к учению подростков с различной успеваемостью: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Киев, 1992. 19 с.
  5. Невзорова М.С. Воспитание ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Елец, 2014. 25 с.
  6. Дидук И.А., Жукова Н.Ю. Формирование ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности на уроках русского языка и во внеучебное время // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 1 (5). С. 12–17.
  7. Рудь С.А. Понятие «ответственное отношение»: его сущность и виды // Образование личности. 2020. № 1–2. С. 88–97.
  8. Рудь С.А. Понятие «ответственное отношение к учению» и его характеристика // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 282–290.
  9. Рудь С.А. К вопросу о формировании ответственного отношения обучающихся профессиональных образовательных организаций к учению как психолого-педагогической проблеме // Образование личности. 2021. № 1–2. С. 48–54.
  10. Шахова Е.А. Формирование ответственного отношения к учению у студентов педагогического колледжа в системе контроля знаний: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 26 с.
  11. Иванова А.И. Модель формирования ответственного отношения к обучению у студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1–1. С. 253–255.
  12. Иванова А.И. Теоретические основы формирования ответственного отношения к учебной деятельности у студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 3. С. 44–47.
  13. Мергенова Ж.М. Система формирования ответственного отношения студентов к обучению // Наука и современность. 2017. № 2 (12). С. 34–42.
  14. Гузанов А.Н. Педагогические основы формирования ответственного отношения к обучению у курсантов военного вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 1. С. 131–135.
  15. Гузанов А.Н. Формирование ответственного отношения к учению у курсантов военного вуза во внеаудиторной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кострома, 2010. 24 с.
  16. Коробейникова И.Ю. Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2001. 24 с.
  17. Андреев И.С. Формирование учебной ответственности у студентов технического университета в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2006. 24 с.
  18. Якишева М.Р. Педагогические условия формирования учебно-профессиональной ответственности студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2013. 30 с.
  19. Кривенко О.А. Воспитание у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2021. 24 с.
  20. Кривенко О.А. Педагогические основы формирования ответственности курсантов военных вузов за результаты своей учебной деятельности // Мир образования – образование в мире. 2017. № 3 (67). С. 280–284.
  21. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: Аст, 2001. 576 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Желтухин Д.Н., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».