Музыкальный ландшафт современной Казани как средство развития музыкально-познавательного интереса младших школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается влияние музыкального ландшафта современного города Казани на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Описывается музыкально-звуковое пространство учреждений культуры, разнообразие форм, методов, событий, нацеленных на возрастную категорию младших школьников, способствующих формированию их музыкально-познавательного интереса, эстетического вкуса, расширению музыкального кругозора, развитию музыкально-творческих способностей. Дана характеристика музыкального ландшафта и рассмотрены сопряженные с ним понятия «культурный ландшафт», «звуковой ландшафт», «фоноландшафт», «звуковое пространство». Представлен анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблему формирования интереса, музыкального интереса, музыкально-познавательного интереса. Опытно-экспериментальным исследованием были охвачены учащиеся начальных классов общеобразовательных школ города Казани. Экспериментальная группа младших школьников была погружена в музыкально-звуковое пространство города Казани, согласно специально разработанной программе, которая была реализована с учетом предложенных педагогических условий. Проведенное исследование показало эффективность влияния музыкального ландшафта современного города на воспитание музыкально-познавательного интереса младших школьников. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего планирования музыкально-звукового пространства современного города, формирования репертуарной политики учреждений культуры, организации событийных мероприятий, учитывающих разную возрастную категорию горожан.

Об авторах

Зилия Мухтаровна Явгильдина

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: zilia.javgi@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования

Россия, Санкт-Петербург

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: klar1992@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела научных исследований и грантов

Россия, Самара

Ирина Васильевна Терентьева

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: iterenteva49@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии

Россия, Казань

Список литературы

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74451950.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/ 400907193.
  3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72216340.
  4. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации: распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/403809682.
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленный на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. https://edu.gov.ru/national-project/projects/success.
  6. О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 11.09.2024 № 2501-р [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/410384259.
  7. Смирнов А.В., Гусельникова В.С. Авторская песня как средство развития музыкально-познавательных интересов подростков // Инклюзия в образовании. 2019. Т. 4, № 1 (13). С. 64–82.
  8. Блок О.А. Анализ понятия «интерес» в области педагогики музыкально-инструментального исполнительства // Музыковедение. 2022. № 3. С. 23–29. doi: 10.25791/musicology.3.2022.1240.
  9. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1998. 263 с.
  10. Меньшикова Н.А. Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству // Искусство и образование. 2006. № 4 (42). С. 80–91.
  11. Еникеев А.А., Пичиненко А.В. Культура как предмет современных исследований: «культурный текст» и «культурный ландшафт» в философии и теории культуры // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 7 (46). С. 25–29.
  12. Хилько Н.Ф. Смена доминанты образов культурных ландшафтов города Омска в творчестве фотохудожников второй половины XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 262–282.
  13. Горохова Л.А. О структуре «звукового ландшафта» художественного произведения // Журнал филологических исследований. 2022. Т. 7, № 3. С. 96–100.
  14. Калуцков В.Н., Мкртчян Д.Г. О ландшафте звуковом и ландшафте музыкальном // Коммуникативные коды в межкультурном пространстве как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения: мат-лы III междисциплинар. науч. конф.: сб. науч. тр. / науч. ред. Г.Г. Молчанова. М., 2023. С. 341– 349.
  15. Рудская Д.В. Образы культурных ландшафтов в туризме // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 61.
  16. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Культурный ландшафт в контексте формирования культурно-экологической образовательной среды // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 98–106. doi: 10.7256/2454-0676.2019.4.31556.
  17. Майничева А.Ю. Музеи как фактор формирования культурных ландшафтов в свете сохранения этнокультурной памяти // Этнография Алтая и сопредельных территорий. 2023. № 11. С. 302–305. doi: 10.37386/26870592-2023-11-302-305.
  18. Оконникова Т.И., Берестова Е.М., Акатьева Л.В. Стрит-арт в культурном ландшафте Ижевска // Сервис plus. 2022. Т. 16, № 3. С. 136–147. doi: 10.5281/zenodo.7380009.
  19. Шургин И.Н. Деревянная архитектура как ключевой элемент культурного ландшафта и эволюция традиционного домостроительства в Кенозерье // Наследие и современность. 2019. Т. 2, № 2. С. 64–80.
  20. Рожников А.А. Скульптура как часть современного культурного ландшафта городов Подмосковья // Вестник ГГУ. 2022. № 6. С. 39–51.
  21. Маркова О.И. Ландшафтное планирование территории Храма Воскресения Христова в Кадашах с сохранением исторического культурного ландшафта // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1 (36). С. 154–177.
  22. Ричардсон Т. Глобальные ландшафты постмодерна: гипотетическая модель «глобального культурного потока» для образования в сфере моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2023. № 4 (70). С. 233–252.
  23. Ерофеева И.В., Фильшина О.А. Национальные стереотипы в культурном ландшафте современной журналистики // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 4. С. 200–208. DOI: 10. 23683/1995-0640-2019-4-200-208.
  24. Матлина С.Г. Библиотека в природном и культурном ландшафте. Атмосфера, привлекающая читателя // Библиотечное дело. 2016. № 2 (260). С. 2–8.
  25. Леонтьева В.А. Культурный ландшафт: понятия, история и проблематика // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. 2015. Т. 19, № 5. С. 83–87.
  26. Крехалева Е.А. Звуковой ландшафт Русского Севера: историко-культурные смыслы и музыкальная рефлексия: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Киров, 2015. 184 с.
  27. Дивакова Н.А. Музыкально-звуковое понимание культурного ландшафта // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 91–100.
  28. Southworth M.F. The sonic environment of cities. Boston: Massachusetts Institute of Technology, 1967. 124 p.
  29. Foale K., Davies W.J. A listener-centered approach to soundscape analysis // Proceedings of the Acoustics 2012 Nantes Conference. Salford: University of Salford, 2014. P. 2109–2114.
  30. Schafer R.M. The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester: Destiny Books, 1994. 320 p.
  31. Пирязева Е.Н. Звуковой ландшафт в проектной деятельности школьников в контексте электронного музыкального творчества // Музыкальное искусство и образование. 2021. Т. 9, № 2. С. 167–178. doi: 10.31862/23091428-2021-9-2-167-178.
  32. Демешко Г.А. Звуковой ландшафт музыки в пространстве постиндустриальной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 136–144.
  33. Казакова С.В. Концепция формирования аудиальной культуры младших школьников // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 12–20.
  34. Овчинникова Ю.С. Изучение звуковых ландшафтов как необходимый компонент музыкального и культурологического образования: актуальные проблемы и педагогический инструментарий // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3 (19). С. 13–26.
  35. Min Jung S. A study of the concept of ecomusicology and its educational practice // Journal of Music and Theory. 2017. Vol. 29. P. 36–59.
  36. Seo-Kyung K. A study on educational acceptability of soundscape in the elementary school music curriculum // Journal of Music Education Science. 2011. Vol. 13. P. 59–78.
  37. Angel-Alvarado R., Belletich O., Wilhelmi M. Motivation of secondary education students in soundscape activities: a quasi-experimental study in a context of social vulnerability // Revista Electronica Educare. 2019. Vol. 23, iss. 2. P. 344–360. doi: 10.15359/ree.23-2.18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Явгильдина З.М., Калинина Л.Ю., Терентьева И.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».