Организация словарно-семантической работы в начальной школе на основе определения словаря зон агнонимического риска

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема организации словарно-семантической работы в начальной школе. Существующие традиционные подходы, к сожалению, не выходят за рамки методики преподавания русского языка, не способствуют формированию целостного культурно-речевого пространства, обеспечивающего успешное овладение знаниями по изучаемым предметам и достижение целей коммуникации. Школьная практика показывает, что одной из основных причин, негативно влияющих на качество продуцирования, восприятия и понимания текстов, является агнонимия, которая имеет непосредственную связь с периферийными пластами лексики. В основном это архаизмы, историзмы, устаревшая лексика, научные термины, а также слова и выражения, которые мало понятны ребенку и не употребляются им в повседневной жизни. Они нередко встречаются в учебниках, затрудняют восприятие и продуцирование текстов. Используя предложенные в статье типы заданий, учитель сможет самостоятельно подобрать конкретный дидактический материл (в соответствии с учебниками УМК, по которому обучаются дети), на основе которого и будет определяться словарь зон агнонимического риска обучающихся, охватывающий все предметные области по годам обучения. Такая организация словарно-семантической работы, в первую очередь, обеспечит эффективное формирование общей культурно-речевой среды, а также глубокое понимание текстового дидактического материала по всем школьным предметам и станет залогом успешной коммуникации.

Об авторах

Анна Юрьевна Авдонина

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: avdonina1911@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Россия, Самара

Список литературы

  1. Авдонина А.Ю. Основы методики развития речи учащихся: учебно-методическое пособие; Министерство образования и науки РФ; ГОУВПО «Самар. гос. пед. ун-т». Самара: Самар. отделение Литфонда, 2009. С. 49–50.
  2. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 248 с.
  3. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. Избр. тр. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
  4. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М.: Академия, 1997. 383 с.
  5. Занков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005. 448 с.
  6. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. 159 с.
  7. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: пособ. для учителя. М.: ВЛАДОС, 2002. 95 с.
  8. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: Академия, 2015. 456 с.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. 352 с.
  10. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М.: Ин-т рус. яз. им. Виноградова, 1997. 414 с.
  11. Савина Е.О. Диалектная лексика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Материалы к словарю тульских говоров: язык, история, традиции: сб. науч. ст. / Под общ. ред. Д.А. Романова, Н.А. Красовской. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. С. 65–70.
  12. Авдонина А.Ю. Организация работы с текстом на уроках русского язык: учебно-методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2016. 138 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Авдонина А.Ю., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».