Содержание модели духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами познавательного туризма
- Авторы: Бакурова Т.П.1
-
Учреждения:
- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 256-260
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/34385
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983303
- ID: 34385
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье представлен системный подход к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, который предлагается реализовать посредством модели, включающей такие компоненты, как целевой, содержательный, субъектный, результативный. Описываются все компоненты модели. Для её реализации были выбраны формы познавательного туризма с учетом возрастных особенностей детей. Дается описание алгоритма использования различных форм познавательного туризма. Алгоритм применения туристической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников разработан на основе принципа концентричности и предполагает участие родителей школьников. Представленная модель духовно-нравственного воспитания строится на краеведческом материале и включает активные и интерактивные формы и методы работы, что позволяет формировать не только знания, но и опыт нравственного поведения. В статье описаны модули освоения окружающего мира последовательно от знакомства с городом, затем с регионом и страной по принципу «расширяющейся и углубляющейся спирали»: от простого созерцания до исследования его и творчества. Приводится описание каждой формы познавательного туризма на материале Омска и Омской области. Предложены варианты привлечения родителей, варианты творческих заданий и итоговых занятий для детей. Модель готова к применению и может служить основой для дальнейших исследований.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Петровна Бакурова
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Автор, ответственный за переписку.
Email: mamagangsta@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Россия, ОмскСписок литературы
- Коменский Я.А. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. 544 с.
- Лихачёв А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3. С. 20–50.
- Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: мат-лы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. С. 5–10.
- Петракова Т.И., Евладова Е.Б., Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: науч.-метод. рекомендации. М.: ИМПЭТО, 2004. 96 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 1. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 503 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. 288 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004. 352 с.
- Эльконин Д.П. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 209 с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. М.: АРКТИ, 2007. 152 с.
- Васильева Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей // Воспитание школьников. 2011. № 4. С. 37–41.
- Кожина О.В. «Когда прочитаны былины…»: Урок литературного чтения в 4-м классе // Практика школьного воспитания. 2012. № 4. С. 12–17.
- Киселева М.Г. Интернет-проект как средство духовно-нравственного развития обучающихся // Практика школьного воспитания. 2012. № 4. С. 25–31.
- Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2012. № 8. С. 41–45.
- Остапец-Свешников А.А. Туристическая деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1974. 185 с.
- Бушманова Н.В. Туристическо-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: автореф. дис. … канд. наук. Ставрополь, 1998. 21 с.
- Лагусев Ю.М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2002. 45 с.
- Рябова Т.В. Педагогические условия организации детского туристического досуга // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: сборник материалов I межрегион. науч.-практ. конф. 17 апреля 2009 г. / сост. В.Г. Велединский, Н.М. Мышьякова. СПб.: СПбГУСЭ, 2009. С. 78–79.
- Сергеева С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 23 с.
- Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Эго, 2008. 791 с.
Дополнительные файлы
