Содержание модели духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами познавательного туризма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье представлен системный подход к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, который предлагается реализовать посредством модели, включающей такие компоненты, как целевой, содержательный, субъектный, результативный. Описываются все компоненты модели. Для её реализации были выбраны формы познавательного туризма с учетом возрастных особенностей детей. Дается описание алгоритма использования различных форм познавательного туризма. Алгоритм применения туристической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников разработан на основе принципа концентричности и предполагает участие родителей школьников. Представленная модель духовно-нравственного воспитания строится на краеведческом материале и включает активные и интерактивные формы и методы работы, что позволяет формировать не только знания, но и опыт нравственного поведения. В статье описаны модули освоения окружающего мира последовательно от знакомства с городом, затем с регионом и страной по принципу «расширяющейся и углубляющейся спирали»: от простого созерцания до исследования его и творчества. Приводится описание каждой формы познавательного туризма на материале Омска и Омской области. Предложены варианты привлечения родителей, варианты творческих заданий и итоговых занятий для детей. Модель готова к применению и может служить основой для дальнейших исследований.

Об авторах

Татьяна Петровна Бакурова

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Автор, ответственный за переписку.
Email: mamagangsta@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Россия, Омск

Список литературы

  1. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
  2. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. 544 с.
  3. Лихачёв А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3. С. 20–50.
  4. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: мат-лы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. С. 5–10.
  5. Петракова Т.И., Евладова Е.Б., Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: науч.-метод. рекомендации. М.: ИМПЭТО, 2004. 96 с.
  6. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 1. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 503 с.
  7. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. 288 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004. 352 с.
  9. Эльконин Д.П. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 209 с.
  10. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  11. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. М.: АРКТИ, 2007. 152 с.
  12. Васильева Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей // Воспитание школьников. 2011. № 4. С. 37–41.
  13. Кожина О.В. «Когда прочитаны былины…»: Урок литературного чтения в 4-м классе // Практика школьного воспитания. 2012. № 4. С. 12–17.
  14. Киселева М.Г. Интернет-проект как средство духовно-нравственного развития обучающихся // Практика школьного воспитания. 2012. № 4. С. 25–31.
  15. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2012. № 8. С. 41–45.
  16. Остапец-Свешников А.А. Туристическая деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1974. 185 с.
  17. Бушманова Н.В. Туристическо-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: автореф. дис. … канд. наук. Ставрополь, 1998. 21 с.
  18. Лагусев Ю.М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2002. 45 с.
  19. Рябова Т.В. Педагогические условия организации детского туристического досуга // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: сборник материалов I межрегион. науч.-практ. конф. 17 апреля 2009 г. / сост. В.Г. Велединский, Н.М. Мышьякова. СПб.: СПбГУСЭ, 2009. С. 78–79.
  20. Сергеева С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 23 с.
  21. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Эго, 2008. 791 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бакурова Т.П., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».