Ценность золотого правила нравственности как основание идеи аксиолого-педагогической концепции воспитания нравственности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье в русле решения проблемы воспитания нравственности будущего учителя ставится задача определения ценности, лежащей в основе идеи «Твори мир совести – добра», которая является системообразующим внутренним ядром деятельности воспитания нравственности будущего учителя; приводятся доказательства, что ценностью, лежащей в основе идеи «Твори мир совести – добра» является ценность золотого правила нравственности; показывается значение золотого правила нравственности в воспитании нравственности будущего учителя; показывается, что сущностные возможности нравственности учителя в воспитании нравственности учащихся заключаются в наличии момента принуждения в нравственности через личностное долженствование и в двустороннем движении ценности золотого правила нравственности в пространстве нравственных отношений; формулируется обобщенная цель воспитания нравственности будущего учителя: личность, способная жить в морали; доказывается, что идея является системообразующим внутренним ядром аксиолого-педагогической деятельности как деятельности воспитания нравственности будущего учителя; порядок употребления терминов «аксиологический» и «педагогический» в понятии «аксиолого-педагогическая деятельность» объясняется исходя из уровней методологии; раскрывается содержание аксиолого-педагогической деятельности; определяются особенности ценностного отношения как одного из образующих содержания такой деятельности; показывается, что использование золотого правила нравственности в качестве критерия оценки реализованных, исповедуемых, распространяемых ценностей дает возможность выявить, являются ли они действительно ценностями или это антиценности.

Об авторах

Анна Владимировна Гущина

Мурманский арктический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: anna.guschina63@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе

Россия, Мурманск

Список литературы

  1. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999. 520 с.
  2. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 3. Антропология. СПб.: Петрополис, 1999. 288 с.
  3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1977. 448 с.
  4. Поздняков В.С. Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2017. 214 с.
  5. Бездухов В.П., Бездухов А.В., Гущина А.В., Поздняков В.С. Золотое правило нравственности: педагогический аспект интерпретации и реализации: монография / под общ. ред. В.П. Бездухова. Самара: СГСПУ; Изд-во ООО «Порто-Принт», 2018. 172 с.
  6. Скрипник А.П. Этика. М.: Проект, 2004. 352 с.
  7. Петрашкевич-Тихомирова О.М. Культурология как теория культуры. М.: Академический Проект, 2005. 272 с.
  8. Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. 2002. № 9. С. 3–10.
  9. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Воспитание – XXI век. Методика и искусство. Волгоград: Учитель, 2016. 177 с.
  10. Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: КНОРУС, 2017. 356 с.
  11. Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза: монография. М.: Московский психолого-социальный университет, 2012. 197 с.
  12. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  13. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. 400 с.
  14. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  15. Бездухов В.П., Шадрина И.М. Ценностно-ориентационная деятельность как предмет педагогической рефлексии // Мир образования – образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 148–155.
  16. Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. М.: МПСИ, 2009. 258 с.
  17. Бездухов В.П. Истина и ценность в педагогической науке // Известия Российской академии образования. 2006. № 1. С. 3–13.
  18. Пупков С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога. М.: МПСИ, 2009. 144 с.
  19. Кирьякова А.В., Мелекесов Г.А., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Педагогическая аксиология. М.: ИНФРА-М, 2016. 283 с.
  20. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  21. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  22. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. М.: Амрита, 2013. 240 с.
  23. Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
  24. Гранин Ю.Д. Научное познание: аксиологическое измерение // Известия Российской академии образования. 2016. № 1 (37). С. 14–29.
  25. Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М.: Политиздат, 1989. 605 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гущина А.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».