Ценность золотого правила нравственности как основание идеи аксиолого-педагогической концепции воспитания нравственности
- Авторы: Гущина А.В.1
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 270-275
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/34388
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983306
- ID: 34388
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье в русле решения проблемы воспитания нравственности будущего учителя ставится задача определения ценности, лежащей в основе идеи «Твори мир совести – добра», которая является системообразующим внутренним ядром деятельности воспитания нравственности будущего учителя; приводятся доказательства, что ценностью, лежащей в основе идеи «Твори мир совести – добра» является ценность золотого правила нравственности; показывается значение золотого правила нравственности в воспитании нравственности будущего учителя; показывается, что сущностные возможности нравственности учителя в воспитании нравственности учащихся заключаются в наличии момента принуждения в нравственности через личностное долженствование и в двустороннем движении ценности золотого правила нравственности в пространстве нравственных отношений; формулируется обобщенная цель воспитания нравственности будущего учителя: личность, способная жить в морали; доказывается, что идея является системообразующим внутренним ядром аксиолого-педагогической деятельности как деятельности воспитания нравственности будущего учителя; порядок употребления терминов «аксиологический» и «педагогический» в понятии «аксиолого-педагогическая деятельность» объясняется исходя из уровней методологии; раскрывается содержание аксиолого-педагогической деятельности; определяются особенности ценностного отношения как одного из образующих содержания такой деятельности; показывается, что использование золотого правила нравственности в качестве критерия оценки реализованных, исповедуемых, распространяемых ценностей дает возможность выявить, являются ли они действительно ценностями или это антиценности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Владимировна Гущина
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: anna.guschina63@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе
Россия, МурманскСписок литературы
- Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999. 520 с.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 3. Антропология. СПб.: Петрополис, 1999. 288 с.
- Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1977. 448 с.
- Поздняков В.С. Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2017. 214 с.
- Бездухов В.П., Бездухов А.В., Гущина А.В., Поздняков В.С. Золотое правило нравственности: педагогический аспект интерпретации и реализации: монография / под общ. ред. В.П. Бездухова. Самара: СГСПУ; Изд-во ООО «Порто-Принт», 2018. 172 с.
- Скрипник А.П. Этика. М.: Проект, 2004. 352 с.
- Петрашкевич-Тихомирова О.М. Культурология как теория культуры. М.: Академический Проект, 2005. 272 с.
- Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. 2002. № 9. С. 3–10.
- Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Воспитание – XXI век. Методика и искусство. Волгоград: Учитель, 2016. 177 с.
- Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: КНОРУС, 2017. 356 с.
- Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза: монография. М.: Московский психолого-социальный университет, 2012. 197 с.
- Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. 400 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Бездухов В.П., Шадрина И.М. Ценностно-ориентационная деятельность как предмет педагогической рефлексии // Мир образования – образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 148–155.
- Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. М.: МПСИ, 2009. 258 с.
- Бездухов В.П. Истина и ценность в педагогической науке // Известия Российской академии образования. 2006. № 1. С. 3–13.
- Пупков С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога. М.: МПСИ, 2009. 144 с.
- Кирьякова А.В., Мелекесов Г.А., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Педагогическая аксиология. М.: ИНФРА-М, 2016. 283 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
- Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. М.: Амрита, 2013. 240 с.
- Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
- Гранин Ю.Д. Научное познание: аксиологическое измерение // Известия Российской академии образования. 2016. № 1 (37). С. 14–29.
- Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М.: Политиздат, 1989. 605 с.
Дополнительные файлы
