Нравственные ценности в контексте физического воспитания курсантов – будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается актуальность проблемы оптимального соотношения физической подготовки и нравственного воспитания в образовательном процессе вуза, осуществляющего подготовку сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). В качестве одного из путей решения данной проблемы предлагается приобщение курсантов – будущих сотрудников УИС к нравственным ценностям в процессе физического воспитания. Обосновывается, что нравственные ценности – это ценности, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, что они связаны с нравственностью как с этической категорией и ее структурой. Представляются классические признаки нравственных ценностей (ответственность человека за эти ценности; осознание нравственной несостоятельности, затрагивающей совесть; необходимость таких ценностей; отношение нравственных ценностей к награде и наказанию) и их классификация (фундаментальные, базисные и системные общественные духовно-нравственные ценности). Осуществляется отбор нравственных ценностей, к которым необходимо приобщать курсантов – будущих сотрудников УИС в процессе физического воспитания («добро», «долг», «взаимопонимание», «милосердие», «ответственность», «правда», «свобода», «совесть», «справедливость», «эмпатия»). Доказывается, что ценность «альтруизм», являясь ценностью, к которой необходимо приобщать курсантов, конкретизируется ценностями «милосердие» и «справедливость» и поэтому не представлена в общем списке ценностей. Справедливость и милосердие рассматриваются как стороны золотого правила нравственности, двустороннее действие которого способствует возникновению эффектов со-чувствия, со-действия, со-помощи, со-участия. Представляется характеристика ценностей «добро», «взаимопонимание», «свобода», «ответственность», «правда», «эмпатия» как ценностей, к которым необходимо приобщать курсанта в процессе физического воспитания для развития его как нравственной личности.

Об авторах

Сергей Александрович Клычков

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru

преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки

Россия, Самара

Список литературы

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск: БГУ, 1979. 464 с.
  2. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  3. Таланова К.С. Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2014. № 3. С. 179–200.
  4. Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 106–143.
  5. Харчев А.Г. Этика и мораль // Предмет и система этики. М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии БАН: 1973. С. 69–91.
  6. Гильдебранд Д. Этика. СПб.: Алетейя, 2001. 570 с.
  7. Савченко Е.А., Молчан Э.М. Духовно-нравственные ценности: аксиологические классификации // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 20–27.
  8. Баранов В.А. Физическая культура как категория ценности и качества бытия // Вопросы культурологии. 2010. № 11. С. 72–76.
  9. Богомолов О.Т., Кривошеев В.М. Мораль, нравственность, этика – три источника нравственного возрождения России // Экономические стратегии. 2013. № 8. С. 63–67.
  10. Ерошенко А.Р. Фразеологическая концептуализация понятия «нравственность»: религиозно-православный аспект // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2009. № 13. С. 87–92.
  11. Соловцова И.А. Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С. 113–116.
  12. Акимов И.Б. Содержание и методы приобщения учащихся к нравственным ценностям в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2015. 26 с.
  13. Скрыгин С.В. Нравственные ценности для воспитания учеников на уроках физической культуры // Электронный научный журнал. 2017. № 4–2 (19). С. 351–354.
  14. Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Воспитание будущего учителя в междисциплинарном контексте // Вопросы воспитания. 2012. № 2 (11). С. 173–179.
  15. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  16. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  17. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. 271 с.
  18. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
  19. Позднякова О.К., Поздняков В.С. Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2 (4). С. 907–913.
  20. Лакруа Ж. Справедливость и милосердие // Культурология. 2003. № 1 (24). С. 176–192.
  21. Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
  22. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 1998. 472 с.
  23. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1976. 399 с.
  24. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. 416 с.
  25. Мишаткина Т.В. Свобода и ответственность // Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича. Минск: Новое знание, 2002. С. 138–152.
  26. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Аперсяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.
  27. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Клычков С.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».