Структура патриотического сознания молодёжи: педагогический аспект

Обложка
  • Авторы: Позднякова О.К.1, Крылова Е.Л.2
  • Учреждения:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
    2. Филиал «Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Самара"» Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании
  • Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
  • Страницы: 304-310
  • Раздел: Педагогические науки
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/34395
  • DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983313
  • ID: 34395

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В рамках проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения актуализируется педагогическая задача формирования патриотического сознания молодежи. Обосновывается, что решение данной задачи требует уточнения содержания понятия «патриотическое сознание молодежи», смысл которого становится понятым тогда, когда раскрывается его структура и содержание структурных компонентов. Приводятся трактовки патриотического сознания, предлагаемые современными отечественными учеными, в которых оно представлено как системное образование, обладающее собственной структурой. Определяются структурные компоненты патриотического сознания молодежи: мировоззренческий компонент (знания, представления, взгляды), аксиологический компонент (ценности), поведенческий компонент (ценностные отношения). Доказывается возможность и необходимость выделения данных компонентов. Обосновывается выбор конкретных понятий, ценностей, ценностных отношений, образующих содержание мировоззренческого, аксиологического и поведенческого компонентов патриотического сознания молодежи. Раскрывается содержание мировоззренческого компонента патриотического сознания молодежи, образуемое знаниями, представлениями, взглядами относительно понятий «патриотизм», «любовь к Родине», «Родина», «малая Родина», «Отечество», «патриот». В контексте понимания патриотизма как сложной ценности, представляемой через совокупность ценностей, доказывается, что содержание аксиологического компонента патриотического сознания молодежи образуют ценности «верность», «героизм», «гордость за Отечество», «долг», «достоинство», «интерес к истории Отечества», «культура», «любовь к Родине», «мужество», «ответственность», «семья», «толерантность», «труд», «уважение», «честь». Выделяются ценностные отношения к семье, к труду, к отечеству, к культуре в качестве образующих содержания поведенческого компонента патриотического сознания молодежи.

Об авторах

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana_1970@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Елена Леонидовна Крылова

Филиал «Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Самара"» Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании

Email: temina@mail.ru

директор

Россия, Самара

Список литературы

  1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. 14 с.
  2. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. 23 с.
  3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы: государственная программа: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. 16 с.
  4. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  5. Хоптяная В.С. Проблема формирования патриотического сознания и поведения молодежи // Булгаковские чтения. 2017. Т. 11, № 11. С. 189–194.
  6. Шевченко С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 254–258.
  7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
  8. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 176–183.
  9. Сигнаевская О.Р. Философия образования в современной России: поиски солидарности, или феномен патриотического сознания // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 7–16.
  10. Сорокин С.А. Патриотическое сознание: специфика и сущность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2009. № 3. С. 148–153.
  11. Белоус Н.Н. Формирование научного мировоззрения как основная задача изучения естествознания в классах гуманитарного профиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. Вып. 10. С. 288–290.
  12. Плюснина М.А. К проблеме этического мировоззрения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 2. С. 272–275.
  13. Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. М.: Знание, 1979. 64 с.
  14. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. 155 с.
  15. Анисимов С.Ф. Моральная мотивация // Этика / под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2000. С. 367–383.
  16. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  17. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 66–73.
  18. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2009. 208 с.
  19. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.В. Давыдов; ред. кол. Э.Д. Днепров [и др.]. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 669 с.
  20. Рындак В.Г., Алехина Н.В., Власюк И.В. Педагогика: учебное пособие / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
  21. Кривоносова Е.Э. Патриотическое сознание студенческой молодежи // Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра: мат-лы VIII междунар. социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, посв. 25-летию социальной педагогики и социальной работы в России. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 174–177.
  22. Горячев А.И. Патриотизм как феномен современного российского общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 2. С. 31–38.
  23. Яновский Р.Г. На пути к патриотическому сознанию граждан России // Безопасность Евразии. 2003. № 2 (12). С. 171–183.
  24. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  25. Крылова Е.Л. Методы изучения патриотического сознания молодежи // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2 (47). С. 137–147.
  26. Лихачев Д.С. Письма о добром / под ред. С.О. Шмидта. М.: Наука. 2006. 323 с.
  27. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм – основы формирования новой российской идентичности. М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2005. 326 с.
  28. Климентьев М.Ю. Путин призвал беречь культурное наследие России [Электронный ресурс] // РИА новости. – https://ria.ru/20170324/1490734875.html.
  29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
  30. Политология: энциклопедический словарь / под ред. Ю.И. Аверьянова. М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. 430 с.
  31. Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). С. 153–174.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Позднякова О.К., Крылова Е.Л., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».