Структура патриотического сознания молодёжи: педагогический аспект
- Авторы: Позднякова О.К.1, Крылова Е.Л.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Филиал «Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Самара"» Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 304-310
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/34395
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983313
- ID: 34395
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В рамках проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения актуализируется педагогическая задача формирования патриотического сознания молодежи. Обосновывается, что решение данной задачи требует уточнения содержания понятия «патриотическое сознание молодежи», смысл которого становится понятым тогда, когда раскрывается его структура и содержание структурных компонентов. Приводятся трактовки патриотического сознания, предлагаемые современными отечественными учеными, в которых оно представлено как системное образование, обладающее собственной структурой. Определяются структурные компоненты патриотического сознания молодежи: мировоззренческий компонент (знания, представления, взгляды), аксиологический компонент (ценности), поведенческий компонент (ценностные отношения). Доказывается возможность и необходимость выделения данных компонентов. Обосновывается выбор конкретных понятий, ценностей, ценностных отношений, образующих содержание мировоззренческого, аксиологического и поведенческого компонентов патриотического сознания молодежи. Раскрывается содержание мировоззренческого компонента патриотического сознания молодежи, образуемое знаниями, представлениями, взглядами относительно понятий «патриотизм», «любовь к Родине», «Родина», «малая Родина», «Отечество», «патриот». В контексте понимания патриотизма как сложной ценности, представляемой через совокупность ценностей, доказывается, что содержание аксиологического компонента патриотического сознания молодежи образуют ценности «верность», «героизм», «гордость за Отечество», «долг», «достоинство», «интерес к истории Отечества», «культура», «любовь к Родине», «мужество», «ответственность», «семья», «толерантность», «труд», «уважение», «честь». Выделяются ценностные отношения к семье, к труду, к отечеству, к культуре в качестве образующих содержания поведенческого компонента патриотического сознания молодежи.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Оксана Константиновна Позднякова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana_1970@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараЕлена Леонидовна Крылова
Филиал «Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Самара"» Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании
Email: temina@mail.ru
директор
Россия, СамараСписок литературы
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. 14 с.
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. 23 с.
- Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы: государственная программа: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. 16 с.
- Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
- Хоптяная В.С. Проблема формирования патриотического сознания и поведения молодежи // Булгаковские чтения. 2017. Т. 11, № 11. С. 189–194.
- Шевченко С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 254–258.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
- Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 176–183.
- Сигнаевская О.Р. Философия образования в современной России: поиски солидарности, или феномен патриотического сознания // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 7–16.
- Сорокин С.А. Патриотическое сознание: специфика и сущность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2009. № 3. С. 148–153.
- Белоус Н.Н. Формирование научного мировоззрения как основная задача изучения естествознания в классах гуманитарного профиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. Вып. 10. С. 288–290.
- Плюснина М.А. К проблеме этического мировоззрения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 2. С. 272–275.
- Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. М.: Знание, 1979. 64 с.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. 155 с.
- Анисимов С.Ф. Моральная мотивация // Этика / под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2000. С. 367–383.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
- Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 66–73.
- Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2009. 208 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.В. Давыдов; ред. кол. Э.Д. Днепров [и др.]. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 669 с.
- Рындак В.Г., Алехина Н.В., Власюк И.В. Педагогика: учебное пособие / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
- Кривоносова Е.Э. Патриотическое сознание студенческой молодежи // Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра: мат-лы VIII междунар. социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, посв. 25-летию социальной педагогики и социальной работы в России. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 174–177.
- Горячев А.И. Патриотизм как феномен современного российского общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 2. С. 31–38.
- Яновский Р.Г. На пути к патриотическому сознанию граждан России // Безопасность Евразии. 2003. № 2 (12). С. 171–183.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Крылова Е.Л. Методы изучения патриотического сознания молодежи // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2 (47). С. 137–147.
- Лихачев Д.С. Письма о добром / под ред. С.О. Шмидта. М.: Наука. 2006. 323 с.
- Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм – основы формирования новой российской идентичности. М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2005. 326 с.
- Климентьев М.Ю. Путин призвал беречь культурное наследие России [Электронный ресурс] // РИА новости. – https://ria.ru/20170324/1490734875.html.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
- Политология: энциклопедический словарь / под ред. Ю.И. Аверьянова. М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. 430 с.
- Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). С. 153–174.
Дополнительные файлы
