Сочетание способов кодирования информации как условие эффективного формирования физических понятий в основной школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждается способ разрешения противоречия между высокими требованиями современного Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к уровню обученности и интеллектуального развития выпускников основной школы и дефицитом эффективных дидактических средств и методик обучения, обеспечивающих усвоение школьниками абстрактных элементов учебной программы, которые ранее изучались только в звене старшей школы. Исследования российских психологов (В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и др.) показывают, что системообразующим элементом индивидуального интеллекта являются психические понятийные структуры, причем их оптимальное становление обеспечивается совокупностью специально подготовленных учебных заданий, предполагающих использование трех модальностей опыта (чувственно-действенного, образного, знакового). На примере проектирования методики обучения электромагнитной индукции в основной школе автор показывает последовательность и специфику действий учителя, которые позволяют построить комплекс учебных заданий для полноценного обогащения умственного опыта школьников и организовать их учебную деятельность в соответствии с потребностями заказчиков школьного физического образования, с учетом психологических закономерностей становления индивидуального интеллекта, в русле современных частнодидактических подходов к управлению интеллектуальным развитием обучающихся. Предложенная методика обучения и комплекс учебных заданий, отвечающий требованиям целевой направленности, целевой достаточности, возрастания уровня трудности, мотивационной направленности, апробированы в Самарском лицее авиационного профиля № 135 и показали высокую эффективность в плане интеллектуального развития и обученности учащихся основной школы.

Об авторах

Евгений Андреевич Самойлов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: evge-samojlov@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Рос-сийской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 455 с.
  3. Физика. 7–9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. 5-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2015. 400 с.
  4. Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2018. 304 с.
  5. Грачев А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2018. 369 с.
  6. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2018. 237 с.
  7. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. М.: Дрофа, 2018. 319 с.
  8. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2018. 288 с.
  9. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика. 9 класс. М.: Дрофа, 2018. 285 с.
  10. Громов С.В., Родина Н.А., Белага В.В. и др. / под ред. Ю.А. Панебратцева. Физика. 8 класс. М.: Просвещение, 2018. 304 с.
  11. Громов С.В., Родина Н.А., Белага В.В. и др. / под ред. Ю.А. Панебратцева. Физика. 9 класс. М.: Просвещение, 2018. 320 с.
  12. Кабардин О.Ф. Физика. 8 класс. М.: Просвещение, 2018. 176 с.
  13. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс. М.: Просвещение, 2018. 176 с.
  14. Изергин Э.Т. Физика. 8 класс. М.: Русское слово, 2018. 231 с.
  15. Изергин Э.Т. Физика. 9 класс. М.: Русское слово, 2018. 264 с.
  16. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. 222 с.
  17. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Издательство Томского университета, М.: Издательство «Барс», 1997. 392 с.
  18. Самойлов Е.А. Управление интеллектуальным развитием школьников при обучении физике в классах физико-математического профиля: монография. Самара: Издательство ПГСГА, 2013. 452 с.
  19. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Издательство Томского университета, 1983. 189 с.
  20. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физике [Электронный ресурс] // ФИПИ. – http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory.
  21. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. 272 с.
  22. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла [Электронный ресурс] // Первое сентября. 2006. № 16. – http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200601602.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структурно-логическая схема «Электромагнитная индукция»

Скачать (23KB)
3. Рисунок 2 – Опыт М. Фарадея

4. Рисунок 3 – Картина силовых линий при поднесении магнита северным полюсом к витку проволоки

5. Рисунок 4 – Картина силовых линий при удалении магнита от витка проволоки

6. Рисунок 5 – Генерирование тока индукции в рамке при удалении магнита

7. Рисунок 6 – Движение рамки в неоднородном магнитном поле

8. Рисунок 7 – Возникновение тока индукции в кольце, движущемся относительно магнита

9. Рисунок 8 – Зависимость тока индукции от времени в катушке при изменении магнитного поля

10. Рисунок 9 – Различное отклонение стрелки гальванометра, замкнутого на катушку, в зависимости от направления и величины скорости магнита относительно катушки

11. Рисунок 10 – Падение магнита сквозь серебряное кольцо

12. Рисунок 11 – Генерирование проводником с током тока индукции в рамке

13. Рисунок 12 – Колебания катушки, замкнутой на гальванометр


© Самойлов Е.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».