Формирование педагогических компетенций у иностранных студентов-филологов в курсе «Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрывается роль учебной дисциплины вариативной части учебного плана по направлению подготовки 45.03.01 Филология (профиль «Преподавание русского языка как иностранного») «Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного» в формировании профессиональных компетенций бакалавра-филолога. Спрос на российское филологическое образование у иностранных абитуриентов во многом вызван желанием в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 45.03.01 Филология предполагает формирование ряда педагогических компетенций, важных для будущего преподавателя-русиста. Для приобретения необходимых компетенций, позволяющих в дальнейшем стать успешным специалистом, необходим комплекс знаний и умений, культуры и опыта, составляющий профессиограмму преподавателя русского языка как иностранного (РКИ). В статье рассматривается специфика учебной дисциплины «Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного», направленной на формирование педагогических компетенций, определено ее понятийное содержание, принципы и формы практической работы. В основе формирования педагогических компетенций лежит комплекс знаний о требованиях к профессиональной деятельности и личности педагога, педагогических способностях, слагаемых педагогического мастерства. Поскольку деятельность преподавателя РКИ является билингвально коммуникативной, особое значение в названном курсе имеет такое понятие, как коммуникативная личность преподавателя РКИ. Статья содержит примеры практико-ориентированных заданий, объединенных комплексной технологией риторизации, имеющих целью обогащение студентов тем конкретным опытом, который необходим для проектирования и рефлексии в будущей работе.

Об авторах

Ольга Викторовна Филиппова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: filippovaov@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного

Россия, Саранск

Список литературы

  1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Изд-во «Международный гуманитарный фонд "Знание"», 1996. 312 с.
  2. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) // Минтруд России [Электронный ресурс]. – https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
  3. Дерябина С.А., Дьякова Т.А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 142–149.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 947 // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. – http://fgosvo.ru.
  5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  6. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Педагогический поиск, 2001. 176 с.
  7. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. 368 с.
  8. Арискина О.Л., Дрянгина Е.А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240). Филология. Искусствоведение. Вып. 58. С. 15–18.
  9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2002. 477 с.
  10. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.
  11. Абрамова О.А. Профессии будущего: какие компетенции будут необходимы сотрудникам? // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. Vol. 11. P. 102–105.
  12. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Генезис и принципы профессиональной лингводидактики: монография. М.: АПК и ППРО, 2011. 140 с.
  13. Богатырёва М.А. Профессиональная языковая подготовка в высшей школе в контексте социообразовательных реформ: монография. М.: Изд-во «Флинта: Наука», 2015. 164 с.
  14. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Изд-во «ИЦ ПКПС», 2004. 84 с.
  15. Зиновьева Т.И. Проблемы профессиональной подготовки педагога школы будущего // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы формирования у обучающихся навыков и компетенций ХХI века: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, студентов (28 февраля 2019 года) / сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. С. 29–36.
  16. Ладыжеснкая Т.А. Модернизация образования и риторика [Электронный ресурс] // Лаборатория риторики и диалога культур. – http://lab-ritor.ucoz.ru/load/4-1-0-42.
  17. Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / под ред. А.Н. Щукина. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во «Русский язык. Курсы», 2019. 312 с.
  18. Липатникова И.Г., Мечик С.В. Кейс-технология как одно из средств подготовки будущих инженеров к анализу и оценке химико-технологического процесса // Педагогическое образование в России. 2018. № 4. С. 78–84.
  19. Фёдорова Е.А., Нестерова Е.Н., Безсмертная Е.Р. Практикум ситуативных заданий как модель обучения студентов-иностранцев языку специальности // Русский язык за рубежом. 2010. № 1. С. 21–32.
  20. Кривин Ф. Несерьёзные Архимеды. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1971. 224 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Филиппова О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».