Формирование педагогических компетенций у иностранных студентов-филологов в курсе «Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного»
- Авторы: Филиппова О.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 333-339
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/34401
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983319
- ID: 34401
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрывается роль учебной дисциплины вариативной части учебного плана по направлению подготовки 45.03.01 Филология (профиль «Преподавание русского языка как иностранного») «Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного» в формировании профессиональных компетенций бакалавра-филолога. Спрос на российское филологическое образование у иностранных абитуриентов во многом вызван желанием в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 45.03.01 Филология предполагает формирование ряда педагогических компетенций, важных для будущего преподавателя-русиста. Для приобретения необходимых компетенций, позволяющих в дальнейшем стать успешным специалистом, необходим комплекс знаний и умений, культуры и опыта, составляющий профессиограмму преподавателя русского языка как иностранного (РКИ). В статье рассматривается специфика учебной дисциплины «Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного», направленной на формирование педагогических компетенций, определено ее понятийное содержание, принципы и формы практической работы. В основе формирования педагогических компетенций лежит комплекс знаний о требованиях к профессиональной деятельности и личности педагога, педагогических способностях, слагаемых педагогического мастерства. Поскольку деятельность преподавателя РКИ является билингвально коммуникативной, особое значение в названном курсе имеет такое понятие, как коммуникативная личность преподавателя РКИ. Статья содержит примеры практико-ориентированных заданий, объединенных комплексной технологией риторизации, имеющих целью обогащение студентов тем конкретным опытом, который необходим для проектирования и рефлексии в будущей работе.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Викторовна Филиппова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: filippovaov@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного
Россия, СаранскСписок литературы
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Изд-во «Международный гуманитарный фонд "Знание"», 1996. 312 с.
- Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) // Минтруд России [Электронный ресурс]. – https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
- Дерябина С.А., Дьякова Т.А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 142–149.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 947 // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. – http://fgosvo.ru.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Педагогический поиск, 2001. 176 с.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. 368 с.
- Арискина О.Л., Дрянгина Е.А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240). Филология. Искусствоведение. Вып. 58. С. 15–18.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2002. 477 с.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.
- Абрамова О.А. Профессии будущего: какие компетенции будут необходимы сотрудникам? // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. Vol. 11. P. 102–105.
- Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Генезис и принципы профессиональной лингводидактики: монография. М.: АПК и ППРО, 2011. 140 с.
- Богатырёва М.А. Профессиональная языковая подготовка в высшей школе в контексте социообразовательных реформ: монография. М.: Изд-во «Флинта: Наука», 2015. 164 с.
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Изд-во «ИЦ ПКПС», 2004. 84 с.
- Зиновьева Т.И. Проблемы профессиональной подготовки педагога школы будущего // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы формирования у обучающихся навыков и компетенций ХХI века: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, студентов (28 февраля 2019 года) / сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. С. 29–36.
- Ладыжеснкая Т.А. Модернизация образования и риторика [Электронный ресурс] // Лаборатория риторики и диалога культур. – http://lab-ritor.ucoz.ru/load/4-1-0-42.
- Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / под ред. А.Н. Щукина. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во «Русский язык. Курсы», 2019. 312 с.
- Липатникова И.Г., Мечик С.В. Кейс-технология как одно из средств подготовки будущих инженеров к анализу и оценке химико-технологического процесса // Педагогическое образование в России. 2018. № 4. С. 78–84.
- Фёдорова Е.А., Нестерова Е.Н., Безсмертная Е.Р. Практикум ситуативных заданий как модель обучения студентов-иностранцев языку специальности // Русский язык за рубежом. 2010. № 1. С. 21–32.
- Кривин Ф. Несерьёзные Архимеды. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1971. 224 с.
Дополнительные файлы
