Аксиологическое общение как предмет педагогической рефлексии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы статьи мотивируется важностью и необходимостью обновления образовательной парадигмы на основе аксиологического подхода, коренным образом изменяющего стиль общения учителя с учеником и другими участниками образовательного процесса. В статье обозначаются проблемы, которые ставят и решают ученые в ходе исследования общения: выделяют аспекты изучения общения, осмысливают соотношение общественных отношений и общения, общения и деятельности; раскрывается, что аксиологическое общение является формой обмена ценностями, что ценности, к которым учитель приобщает учащихся, определяют содержание такого общения, в котором ценности связаны между собой и смысл одной ценности связан со смыслом другой ценности. Раскрывается, что продуктом аксиологического общения являются ценностные отношения между учителем и учащимися, что в ходе такого общения как обмене ценностями происходит их выбор. Конкретизируется научное представление об обособлении личности в общении. Выявляются идеи ученых о соотношении общения и деятельности (общение как вид деятельности или компонент, составная часть, условие другой деятельности; общение как сторона единого процесса жизни человека; общение как сторона деятельности). Приводятся доказательства того, что аксиологическое общение учителя является стороной его этико-педагогической деятельности как деятельности ценностно-ориентационного типа.

Об авторах

Владимир Петрович Бездухов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vlbezdukhov@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Игорь Александрович Носков

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Email: igor-noskov@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики

Россия, Самара

Список литературы

  1. Буева Л.П. Общение и общественные отношения как факторы нравственного формирования личности // Проблемы нравственного воспитания / отв. ред. Л.И. Рувинский. М.: МГУ, 1977. С. 40–51.
  2. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: учеб. пособие по спецкурсу. Самара: СамГПИ, 1992. 104 с.
  3. Мудрость тысячелетий: энциклопедия / авт.-сост. В.Н. Балязин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. 848 с.
  4. Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер. 288 с.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  7. Бездухов В.П., Носков И.А. О многоуровневом характере педагогической рефлексии // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17, № 1–3. С. 552–556.
  8. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Морально-этическая рефлексия учащихся // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12, № 3 (3). С. 575–577.
  9. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
  10. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. 528 с.
  11. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., исправ. и доп. М.: Смысл, 1997. 365 с.
  12. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с. (Серия «Психологи отечества»).
  13. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  14. Авдеева М.А. Аксиологическое общение как сторона ценностно-ориентационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2. С. 15–18.
  15. Бездухов В.П., Шадрина И.М. Ценностно-ориентационная деятельность как предмет педагогической рефлексии // Мир образования – образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 148–155.
  16. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
  17. Бездухов А.В. Теоретические основы формирования этического сознания студента – будущего учителя: монография. М.: МПСУ; Самара: ПГСГА, 2014. 208 с.
  18. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. М.: Наука, 1999. 520 с.
  19. Бездухов А.В. Ценностно-рациональное действие как «единица» этико-педагогической деятельности // Вестник Тверского государственного университета. 2013. № 11. Серия «Педагогика и психология». Вып. 1. С. 101–112.
  20. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
  21. Бездухов А.В. Структура этического сознание учителя // Вестник Тверского государственного университета. 2013. № 26. Серия «Педагогика и психология». Вып. 4. С. 254–263.
  22. Салов А.И. Этическое мировоззрение учителя: вопросы теории: монография. М.: АСУ, 2017. 140 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бездухов В.П., Носков И.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».