An olympiad in Biology as an evaluation tool of the educational process quality at a university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper discusses the importance of using extracurricular forms of education-Biology olympiads for the development of students’ creative potential, their professional development and quality improvement of the educational process. The tasks of the subject olympiad are grouped into three blocks depending on the degree of complexity, allowing to assess the level of intellectual capacity and creative thinking. The number of correctly completed tasks with a choice of one answer is more than 52%, it indicates the students’ ability to apply basic knowledge in the field of Biology for the solution of the standard problems. 86,06% of students are able to use critical thinking by performing tasks of increased complexity with a multiple choice of answers, to solve standard professional tasks in accordance with the algorithm. 56,74% of students have a high level of intellectual activity, creative approach for solving practice-oriented problems with a free answer. The tasks in the field of molecular Biology of cells, regardless of their type, caused students’ difficulties. A low average score is typical for practice-oriented tasks associated with the assessment of the organism response to environmental factors and patterns of several traits inheritance with different types of inheritance (0,72 and 0,39, respectively, with a maximum score of 5). The results of the olympiad indicate that the competence approach should be used in Biology teaching for education quality.

About the authors

Vladimir Anatolyevich Korolev

Kursk State Medical University

Author for correspondence.
Email: korolevva@kursksmu.net

doctor of biological sciences, professor, head of Biology, Medical Genetics and Ecology Department

Russian Federation, Kursk

Valentina Nikolaevna Ryzhaeva

Kursk State Medical University

Email: ryzhaevavn@kursksmu.net

candidate of biological sciences, associate professor of Biology, Medical Genetics and Ecology Department

Russian Federation, Kursk

Lyudmila Aleksandrovna Babkina

Kursk State Medical University

Email: l-babkina@yandex.ru

candidate of biological sciences, associate professor of Biology, Medical Genetics and Ecology Department

Russian Federation, Kursk

Oksana Vladimirovna Vasilyeva

Kursk State Medical University

Email: vasilevaov@kursksmu.net

candidate of biological sciences, associate professor of Biology, Medical Genetics and Ecology Department

Russian Federation, Kursk

References

  1. Вахитова Г.В. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1. С. 36–39.
  2. Рубцова Е.В. Предметные олимпиады по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока в медицинском вузе и пути их совершенствования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 65–68.
  3. Тригуб Н.И., Неведров Н.П. Интерактивные формы обучения как средство повышения уровня сформированности общепрофессиональных компетенций бакалавров [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 4 (44). https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/049-021.pdf.
  4. Королев В.А., Солодилова М.А., Рыжаева В.Н., Васильева О.В., Седых А.В. Элементы проблемного обучения при формировании компетенций у специалистов медико-профилактического профиля // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 84-й годовщине КГМУ (Курск, 1 февраля 2019 г.) / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. Курск: КГМУ, 2019. С. 310–311.
  5. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 180 с.
  6. Исакова О.Б., Михайлов А.А., Кисляков П.А. Предметная олимпиада как средство повышения научно-образовательного потенциала университета // Фундаментальные исследования. 2013. № 10–4. С. 855–859.
  7. Кирпиченок Л.Н., Скребло Е.И., Головко Е.С., Тихон Т.В. Предметная олимпиада по клинической лабораторной диагностике как способ формирования у студентов профессионально-мотивированного мышления // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2012. Т. 11, № 3. С. 125–132.
  8. Макарова О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессионально-ориентированных олимпиад: автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2012. 23 с.
  9. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. Проблемы организации и проведения предметных олимпиад в высших учебных заведениях // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 215–218.
  10. Шамайло О.Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2009. 23 с.
  11. Щербакова И.В. Технология организации и проведения предметных олимпиад в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. С. 96–99.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
  13. Гоник И.Л., Юрова О.В., Текин А.В., Фетисов А.В., Чесноков О.К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 255–260.
  14. Онучина Е.В. Молодежный научный кружок – важное звено в подготовке специалиста // Сибирский медицинский журнал. 2013. № 2. С. 141–142.
  15. Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. № 1 (11). С. 50–53.
  16. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Королев В.А. Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 1 (7). С. 112–118.
  17. Калуцкий П.В., Овод А.И., Солянина В.А. Организация внутренней независимой оценки качества образования в университете // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 84-й годовщине КГМУ (Курск, 1 февраля 2019 г.) / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. Курск: КГМУ, 2019. С. 269–272.
  18. Филатова О.М., Пономарёва О.Н. Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1096–1099.
  19. Стародубец Е.Е., Петрова Т.П., Борисевич С.В. Роль студенческих олимпиад в развитии высшего профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. С. 342–346.
  20. Солодилова М.А., Рыжаева В.Н., Васильева О.В., Королев В.А. Современные технологии обучения биологии в Курском государственном медицинском университете // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. тр. всерос. науч.-учеб. конф. с междунар. уч., посв. 82-й годовщине КГМУ. 3 февраля 2017 г., г. Курск, Российская Федерация / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. С. 555–558.
  21. Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по биологии [Электронный ресурс] // http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535371807/biologiya_2018.pdf.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - The structure of the Olympiad in biology by types of tasks

Download (17KB)
3. Figure 2 - Substantive blocks of tasks for the Olympiad in biology

Download (8KB)
4. Figure 3 - The average score of the tasks of block 1, taking into account their substantive features

Download (16KB)
5. Figure 4 - Fulfillment of tasks with the choice of several correct answers by meaningful blocks,%

Download (23KB)
6. Figure 5 - Fulfillment of tasks for establishing correspondence by content blocks,%

Download (22KB)
7. Figure 6 - Fulfillment of practice-oriented tasks by content blocks,%

Download (21KB)

Copyright (c) 2019 Korolev V.A., Ryzhaeva V.N., Babkina L.A., Vasilyeva O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».