Становление концепции функциональной грамотности в отечественной педагогике: от ликвидации безграмотности к вызовам цифровой эпохи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема функциональной грамотности как ключевого компонента образовательной политики и педагогики XXI века. Акцент с ликвидации безграмотности смещается на способность применять знания в реальных жизненных ситуациях, что обусловлено изменениями социально-экономической среды и цифровизацией. Функциональная грамотность включает мультикомпонентные аспекты: читательскую, математическую, естественнонаучную, цифровую и критическую грамотности. Исторический обзор показывает развитие концепции от устранения безграмотности до комплексной компетенции, необходимой для профессионального успеха и пожизненного образования. Анализ ключевых функций грамотности (адаптивной, развивающей, пропедевтической, реабилитационной и профориентационной) раскрывает её роль в социальном и личностном развитии. Ответом на современные вызовы, к которым относятся необходимость интеграции различных методик, совмещения глобальных и локальных контекстов и нивелирования цифрового неравенства, становится разработанная системная модель формирования функциональной грамотности. Предложена системная модель формирования функциональной грамотности, ориентированная на динамичное изменение образовательных потребностей и цифровую трансформацию общества. Итогом становится необходимость постоянного мониторинга и обновления педагогических практик.

Об авторах

Виктор Альбертович Акопьян

Министерство образования Самарской области

Автор, ответственный за переписку.
Email: ava1977@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, министр

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): колл. монография. В 2 кн., кн. 1 / под общ. ред. И.А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244–252.
  2. Gray W.S. The teaching of reading and writing. An international survey. Paris: UNESCO Paris, 1956. 286 p.
  3. Bellahsène C. Practical guide to functional literacy: a method of training for development. Paris: UNESCO Paris, 1973. 170 p.
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. Изд. 2-е. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
  6. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 179–185. doi: 10.17238/issn1998-5320.2016.23.179.
  7. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Электронное научное издание альманах Пространство и время. 2015. Т. 8, № 1. http://j-spacetime.com/actual%20content/t8v1/227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.12.php.
  8. Лебедев С.Д. Светско-религиозное взаимодействие в современной России как диалог культур (социально-когнитивный аспект) [Электронный ресурс] // Сайт Сергея Лебедева. https://socionav.narod.ru/monograf/monogr.htm.
  9. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 58–64.
  10. Атутов П.Р. Политехническое образование и рынок труда // Учащаяся молодежь и рынок: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (г. Брест, 27–29 октября 1992 г.). М.: НИИ трудовой подготовки и профориентации, 1992. С. 26–28.
  11. Балалиева О.В. Кластерное развитие дошкольного образования // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы I междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. 1. Пермь: Меркурий, 2011. С. 69–71.
  12. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография. М.: Логос, 2020. 336 с.
  13. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. № 1. С. 27–34.
  14. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10, № 6–2. С. 30–36.
  15. Яманова М.Н. Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях ФГОС [Электронный ресурс] // ГБОУ СОШ «Центр образования» г. Чапаевска. https://center11.minobr63.ru/wp-content/uploads/Системный-подход-к-формированию-функциональной-грамотности-обучающихся-в-условиях-ФГОС.pdf.
  16. Каримова Б.С., Жетпеисова Н.О., Кыпшакбай Н.К. Роль контекстно-ориентированных заданий в развитии функциональной грамотности школьников // Вестник науки и образования. 2021. № 8–1 (111). С. 60–67.
  17. Гаврилова В.В. Кластерный подход как средство организации образовательного пространства ДОО // Вестник науки. 2024. Т. 1, № 7 (76). С. 299–305.
  18. Данилов С.В., Тимошина И.Н. Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды школы // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4 (133). С. 8–20.
  19. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия естествознания, 2010. 339 с.
  20. Лаврентьев Е.А. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год [Электронный ресурс] // Управление образования Администрации Искитимского района. https://iredu.ru/wp-content/uploads/2021/09/doklad.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Акопьян В.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».