Возможности сетевого проектирования в формировании у студентов профессиональной компетентности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается важность формирования у будущих педагогов профессиональной компетентности средствами сетевого проектирования в современных условиях цифровой трансформации общества и государства, изменения характеристик современного юношества (критичности мышления, клиповости восприятия и геймификации отражения мира и т.п.). Раскрывается роль патриотической позиции педагога в воспитании патриотизма молодого поколения. Аргументируется, что сетевое проектирование связано со структурным позиционированием неограниченных по количеству связанных между собой участников с возможностью приращения новыми звеньями и комплексами в системе для организованного совместного ресурсного пользования, системы взаимовоздействия и связей профессионального сообщества педагогов, организованных синхронно или асинхронно. Эффективность проектной технологией в сетевом взаимодействии рассмотрена на примере краудсорсинга и подтверждена результатами экспресс-опроса отношения по шкалам: эмоциональной, коммуникативной и технологической будущих педагогов из двух университетов – Кубанского государственного университета и Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Технология краудсорсинга представлена в виде технологической карты практического занятия по рассмотрению педагогического кейса для будущих педагогов по учебной дисциплине «Теория и технологии воспитания» по четырем этапам: вводному, прогностическому, проектировочному и заключительному.

Об авторах

Марина Ивановна Алдошина

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Автор, ответственный за переписку.
Email: maraldo57@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики

Россия, г. Орёл

Список литературы

  1. Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 1 (37). С. 23–32. doi: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32.
  2. Алдошина М.И., Ератова Т.И. Диверсификация непрерывного профессионально-юридического образования в контексте устойчивого развития общества // Перспективы науки и образования. 2025. № 5. С. 183–196. doi: 10.32744/pse.2025.5.12.
  3. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: указ президента РФ от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71670570.
  4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74404210.
  5. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Перо, 2019. 98 с.
  6. Дудырев Ф.Ф., Анисимова К.В., Романова О.А., Петров Е.Е. Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 40 с. doi: 10.17323/978-5-7598-2393-3.
  7. Бондаренко Н.В., Шугаль Н.Б. Навыки работы в цифровой среде у студентов профессиональных образовательных программ // Мониторинг экономики образования: 2020. Т. II. Высшее образование и рынок труда / сост. Н.Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 201–207.
  8. Цифровая трансформация: эффекты и риски в новых условиях / рук. авт. колл. П.Б. Рудник, Т.С. Зинина; под ред. И.Р. Агамирзяна, Л.М. Гохберга, Т.С. Зининой, П.Б. Рудника. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 156 с.
  9. Фишман И.С., Фишман Л.И., Прудникова В.А. «Цифровой педагог» профессионального образования в фокусе зарубежных исследований // Ярославский педагогический вестник. 2025. № 3 (144). С. 88–106.
  10. Василевская Е.В. Повышение профессиональной компетентности: сетевой подход // Народное образование. 2013. № 7 (1430). С. 96–101.
  11. Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / под ред. О.Б. Акимовой. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2017. 157 с.
  12. Алдошина М.И., Слободская И.Н., Рыманова Я.В. Квалитологический мониторинг в оценке эффективности интернет-сервисов в образовательном процессе вуза // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 10–18.
  13. Лобок А.М. Сеть как парадигмально новый тип межшкольного взаимодействия // Народное образование. 2014. № 3 (1436). С. 93–101.
  14. Слободская И.Н., Луканкин А.Г., Горлова А.С. Применение сетевых технологий в обучении курсантов ведомственного вуза // Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и ресоциализации: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. (Вологда, 5–6 декабря 2024 г.). Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2025. С. 240–243.
  15. Голубев Е.В. Краудсорсинг в системе инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий: монография. М.: Креативная экономика, 2015. 256 с.
  16. Щербатых С.В., Артюхина М.С. Краудсорсинг как элемент интерактивного обучения математике на гуманитарных направлениях подготовки // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 4 (60). С. 98–105.
  17. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: метод. пособие / под ред. И.М. Осмоловской. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. 118 с.
  18. Слободская И.Н., Фарафонова И.В. Исследование мотивации формирования профессиональной ответственности у обучающихся вуза // Образование и общество. 2023. № 4 (141). С. 100–106.
  19. Хангельдиева И.Г. Общество 5.0 и образование: перспективы и предостережения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1 (82). С. 123–140. doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-123-140.
  20. Алдошина М.И., Фарафонова И.В. Использование сетевого проектирования в профессиональном образовании будущих педагогов в университете // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80–1. С. 22–26.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Алдошина М.И., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».