Иностранный язык как инструмент социальной и когнитивной активности людей пожилого возраста: педагогический аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются возможности иностранного языка как средства поддержания социальной и когнитивной активности людей пожилого возраста. Обосновывается, что обучение иностранному языку в зрелом и пожилом возрасте выступает не только инструментом интеллектуального развития, но и механизмом социализации, преодоления изоляции и сохранения психологического благополучия. Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи педагогики, андрагогики, лингводидактики и психологии обучения, а также когнитивно-коммуникативный подход к обучению иностранным языкам различных категорий обучающихся. Особое внимание уделено эвристическим технологиям, обеспечивающим эффективность обучения данной возрастной категории. Данные технологии способствуют реактивизации познавательных процессов, памяти, внимания и речемыслительной и коммуникативной деятельности, активности сенсорно-перцептивных процессов, снижению тревожности и повышению внутренней мотивации людей пожилого возраста. Отмечается, что данные технологии имеют, в том числе, социальное значение, поскольку создают благоприятную среду для преодоления возрастной изоляции, формирования новых социальных связей и укрепления чувства общности среди обучающихся. Проведенный анализ подтверждает необходимость внедрения гуманистически ориентированных коммуникативных методов в образовательные программы для лиц третьего возраста, что позволяет рассматривать обучение иностранному языку как важный инструмент активного долголетия и социальной вовлеченности. Таким образом, целенаправленное использование ресурсов для практического обучения иностранному языку открывает новые горизонты для повышения качества жизни людей пожилого возраста.

Об авторах

Анна Олеговна Бударина

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: abudarina@kantiana.ru

доктор педагогических наук, профессор, руководитель Института образования и гуманитарных наук

Россия, г. Калининград

Анастасия Валерьевна Гомина

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: avgomina@kantiana.ru

аспирант, ассистент высшей школы лингвистики

Россия, г. Калининград

Список литературы

  1. Peal E., Lambert W.E. The relation of bilingualism to intelligence // Psychological Monographs: General and Applied. 1962. Vol. 76, № 27. P. 1–23. doi: 10.1037/h0093840.
  2. Bialystok E. Bilingualism in development: language, literacy and cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 288 p.
  3. Ефремова Д.А. Развитие эмоционального интеллекта людей пожилого возраста в процессе изучения иностранного языка // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 3 (49). С. 27–30.
  4. Ильина Д.А. Сущность коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста // Перспективы науки. 2015. № 9 (72). С. 11–15.
  5. Roehr-Brackin K. Language learning in older adults: interdisciplinary perspectives // Language Teaching. 2023. Vol. 56, № 2. P. 292–295. doi: 10.1017/s0261444822000325.
  6. Third age learners of foreign languages / ed. by D. Gabryś-Barker. Bristol: Multilingual Matters, 2017. 248 p.
  7. Koutska I. Teaching English as a foreign language to older adult learners: a qualitative exploration of four perspectives // Educational Gerontology. 2024. Vol. 50, iss. 6. P. 492–508. doi: 10.1080/03601277.2024.2312043.
  8. Kacetl J., Klímová B. Third-age learners and approaches to language teaching // Education Sciences. 2021. Vol. 11, № 7. doi: 10.3390/educsci11070310.
  9. Кононыгина Т.М. Герагогика: пособие. Орел: Красная строка, 2006. 168 с.
  10. Knowles M.S. The modern practice of adult education: from pedagogy to andragogy. Cambridge: Association Press, 1980. 400 p.
  11. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. 183 с.
  12. Третьякова В.Д., Пульцина К.И. Старение мозга: ключевые теории и нейрофизиологические инсайты // Клиническая и специальная психология. 2024. Т. 13, № 4. С. 5–28. doi: 10.17759/cpse.2024130401.
  13. Formosa M. Educational gerontology // Encyclopedia of Gerontology and Population Aging / ed. by D. Gu, M. Dupre. Cham: Springer, 2019. doi: 10.1007/978-3-319-69892-2_411-1.
  14. Čepukaitytė G., Thom J.L., Kallmayer M., Nobre A.C., Zokaei N. The relationship between short- and long-term memory is preserved across the age range // Brain Sciences. 2023. Vol. 13, № 1. doi: 10.3390/brainsci13010106.
  15. Pedale T., Mastroberardino S., Tambasco N., Santangelo V. Age-related decline in disengaging spatial attention in physiological aging // Brain Sciences. 2025. Vol. 15, № 1. doi: 10.3390/brainsci15010006.
  16. Eckert M.A., Keren N.I., Roberts D.R., Calhoun V.D., Harris K.C. Age-related changes in processing speed: unique contributions of cerebellar and prefrontal cortex // Frontiers in Human Neuroscience. 2010. Vol. 4. doi: 10.3389/neuro.09.010.2010.
  17. Tucker-Drob E.M., de la Fuente J., Köhncke Y., Brandmaier A.M., Nyberg L., Lindenberger U. A strong dependency between changes in fluid and crystallized abilities in human cognitive aging // Science Advances. 2022. Vol. 8, iss. 5. doi: 10.1126/sciadv.abj2422.
  18. Burr D.A., Castrellon J.J., Zald D.H., Samanez-Larkin G.R. Emotion dynamics across adulthood in everyday life: Older adults are more emotionally stable and better at regulating desires // Emotion. 2021. Vol. 21, № 3. P. 453–464. doi: 10.1037/emo0000734.
  19. Yi-Yin L. Older adults’ motivation to learn in higher education [Internet] // Adult Education Research Conference. https://newprairiepress.org/aerc/2011/papers/60.
  20. Полькина Т.М., Чуйкова Т.С. Анализ показателя жизненной удовлетворённости у людей пенсионного возраста // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 3. С. 1413–1415.
  21. Smith K.A. Educational engineering: heuristics for improving learning effectiveness and efficiency // Engineering Education. 1987. Vol. 77. P. 45–52.
  22. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  23. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 2000. 336 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бударина А.О., Гомина А.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».