Культура нравственного развития студента и преподавателя высшей школы как педагогическая проблема

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрывается роль феноменов культуры и нравственности в духовном обновлении современного российского общества и обосновывается, что подлинное духовное обновление общества возможно лишь через постоянное восприятие, переосмысление и развитие нравственных основ в культурной среде, когда нравственность становится неотъемлемым содержанием культурного процесса, а культура – пространством для выражения нравственных идеалов и реализации их в общественной практике. Обосновывается значение культуры нравственного развития личности для духовного обновления общества и актуализируется проблема культуры нравственного развития студента и преподавателя высшей школы в условиях современного научного педагогического дискурса. Предлагается трактовка культуры нравственного развития студента и преподавателя высшей школы как сложного, многоаспектного процесса развития нравственного опыта личности, выражающегося в целенаправленном, систематическом и последовательном совершенствовании человека как субъекта общественной морали и индивидуальной нравственности. Аргументируется, что культура нравственного развития встраивается в содержание воспитательного процесса в вузе, определяя содержание нравственного воспитания. Обосновывается, что при отличительных особенностях культуры нравственного развития студента и преподавателя, такая культура предстает как целостное педагогическое явление. Раскрываются особенности культуры нравственного развития в контексте деятельности студента и деятельности преподавателя. Доказывается, то понятия «культура нравственного развития личности» и «нравственная культура личности» взаимосвязаны, но не идентичны. Обосновывается необходимость координации научных исследований, интеграции усилий научного сообщества в выработке общих методологических и практических решений проблемы культуры нравственного развития студента и преподавателя вуза посредством создания Научного совета по культуре нравственного развития студента и преподавателя высшей школы при Отделении образования и культуры Российской академии образования. Выявляются функции Научного совета: научно-методологическая, координационная, диагностико-оценочная, консультативно-экспертная и просветительско-организационная функции. Предлагаются направления деятельности Научного совета.

Об авторах

Елена Геннадьевна Врублевская

Российская академия образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: e_vrublevskaya@list.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, научный руководитель лаборатории современных методов и форм профессионального самоопределения

Россия, г. Москва

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный технический университет

Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии; профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Россия, г. Самара; г. Самара

Список литературы

  1. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования: сб. науч. ст. / отв. ред. А.Н. Кочергин. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. С. 76–90.
  2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.
  3. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 595 с.
  4. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
  5. Конев В.А. Модусы субъективности в культуре // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 1 (112). С. 9–14.
  6. Конев В.А. Социальная философия: учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. 287 с.
  7. Кораблина М.В. Феномен открытой культуры и вызовы современности [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. Т. 12, № 4. https://sfk-mn.ru/PDF/32KLSK421.pdf.
  8. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
  9. Нагой Ф.Н. Актуальная культура: понятие и феномен // Рефлексия. 2023. № 5. С. 86–88.
  10. Невелев А.Б., Невелева В.С. Феномены культуры и предметная идентичность бытия человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 5 (463). С. 22–32. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10503.
  11. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: РоссПЭн, 1998. 478 с.
  12. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: РоссПЭн, 1997. 440 с.
  13. Титова Т.А., Пураева А.В. Нравственное содержание образования как насущная задача и проблема системы образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 12 (63). С. 53–58.
  14. Гусейнов А.А. Культура и нравственность // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 221–223.
  15. Гуревич П.С. Культурология: учебник. М.: Юнити-Дана, 2008. 327 с.
  16. Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: КноРус, 2017. 356 с.
  17. Смирнова Л.А. Нравственность как проявление индивидуальной ответственности учителя в профессиональной деятельности // Человек и образование. 2009. № 1 (18). С. 161–164.
  18. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  19. Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29.12.2023) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408624437.
  20. Врублевская Е.Г. Педагогическая и детская культура в теории и практике взаимовлияния. 2-е изд. Казань: Изд-во ММСИП. 2023. 320 с.
  21. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. М.: РУДН, 2010. 288 с.
  22. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / под ред. В.Я. Кикотя. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. 559 с.
  23. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. 304 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Врублевская Е.Г., Позднякова О.К., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».