Свободное письмо как способ преодоления писательского блока в академическом контексте обучения английскому языку: возможности и ограничения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье представлены данные о проведенном экспериментальном исследовании влияния метода «свободное письмо» на преодоление таких трудностей, как писательский блок, на развитие письменных навыков у студентов второго курса лингвистической и нелингвистической специальности Уральского федерального университета. В исследовании приняли участие 46 студентов, из них 29 обучались по лингвистическому направлению, а 17 по нелингвистическому. Оценка эффективности метода осуществлялась посредством анализа количества слов в работах студентов, нетипичных элементов (например, смайлов, исправлений), результатов анкетирования, общих наблюдений участников эксперимента. У 51% студентов лингвистической специальности и 70% нелингвистической специальности, то есть более половины участников, наблюдалась положительная динамика по количеству слов. В результате анализа нетипичных элементов авторы делают вывод о возрастающей раскрепощенности, особенно заметной у студентов лингвистической специальности. Участники в выходном анкетировании оценили практику положительно. Они отметили снижение уровня тревожности и рост уверенности при письме. В то же время были выявлены некоторые трудности: отсутствие внутренней мотивации у части студентов, страх негативной оценки, отсутствие традиционной обратной связи, отвлечение на посторонние звуки и факторы, потеря новизны с каждым повторение практики, затруднения в следовании инструкции, отличающейся от привычной. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего исследования метода «свободное письмо» в образовательной среде.

Об авторах

Алена Вячеславовна Дымова

Уральский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dym.alyona@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода

Россия, г. Екатеринбург

Виктория Юрьевна Карева

Уральский федеральный университет; Университет Йювяскюля

Email: viktoriya-aksy@yandex.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков и образовательных технологий; аспирант департамента психологии и образования

Россия, г. Екатеринбург; г. Йювяскюля, Финляндская Республика

Список литературы

  1. Elbow P. Writing without Teachers. New York: Oxford University Press, 1973. 208 p.
  2. Burns A., Richards J.C. The Cambridge guide to learning English as a second language. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 364 p.
  3. Marzec-Stawiarska M. Investigating foreign language speaking anxiety among advanced learners of English // Issues in Teaching, Learning and Testing Speaking in a Second Language. Berlin: Springer, 2015. P. 103–119. doi: 10.1007/978-3-642-38339-7_7.
  4. Khadawardi H.A. Saudi learners’ perceptions of academic writing challenges and general attitude towards writing in English // Journal of Language Teaching and Research. 2022. Vol. 13, № 3. P. 645–658. doi: 10.17507/jltr.1303.21.
  5. Cheng X., Liu Y., Wang C. Understanding student engagement with teacher and peer feedback in L2 writing // System. 2023. Vol. 119. P. 103176. doi: 10.1016/j.system.2023.103176.
  6. Коган Е.А. Оценка владения английским языком у студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 207–217. doi: 10.32744/pse.2020.1.15.
  7. Kormos J. The role of cognitive factors in second language writing and writing to learn a second language // Studies in Second Language Acquisition. 2023. Vol. 45, iss. 3. P. 622–646. doi: 10.1017/s0272263122000481.
  8. Liu R., Xin P. Self-imposed pressure or joyful learning: emotions of Chinese as a foreign language learners in feedback on academic writing // Frontiers in Psychology. 2025. Vol. 15. P. 1–14. doi: 10.3389/fpsyg.2024.1463488.
  9. Pertiwi O.P.P., Ashadi A. Exploring Efl students’ preferences on teachers’ written corrective feedback in encouraging students’ writing skills // Enrichment: Journal of Multidisciplinary Research and Development. 2024. Vol. 2, № 8. P. 1–14. doi: 10.55324/enrichment.v2i8.188.
  10. Park J. Benefits of freewriting in an EFL academic writing classroom // ELT Journal. 2020. Vol. 74, iss. 3. P. 318–326. doi: 10.1093/elt/ccaa018.
  11. Sasmita Y.V., Setyowati L. Problems faced by EFL students in learning to write // Linguista: Jurnal Ilmiah Bahasa, Sastra dan Pembelajaranya. 2021. Vol. 5, iss. 1. P. 11–25. doi: 10.25273/linguista.v5i1.9404.
  12. Nurkamto J., Prihandoko L.A., Primasita F.A., Putro N.H.P.S., Purwati O. A PLS-SEM analysis of the factors behind writer’s block of EFL university students // Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2024. Vol. 14, iss. 1. P. 50–63. doi: 10.17509/ijal.v14i1.70234.
  13. Gezmiş N. The relation between writer’s block and attitude towards writing // RumeliDE Dil ve Edebiyat Araştırmaları Dergisi. 2023. № Ö13. P. 1291–1304. doi: 10.29000/rumelide.1379352.
  14. Li L.Y. Exploring the use of focused freewriting in developing academic writing // Journal of University Teaching and Learning Practice. 2007. Vol. 4, iss. 1. P. 40–53. doi: 10.53761/1.4.1.5.
  15. Asmalı M. Foreign language writing boredom and anxiety in online classes: the impact of freewriting // English as a Foreign Language in a New-Found Post-Pandemic World. IGI Global Scientific Publishing, 2022. P. 143–163. doi: 10.4018/978-1-6684-4205-0.ch007.
  16. Aini N., Prasetyo G.Y., Fasihuddin M.W. The students' perceived impact on the use free writing in EFL classroom // English Language Teaching Journal. 2023. Vol. 3, № 2. P. 57–64.
  17. Gufrana G., Darmawan D., Anggreni A. Improving writing skill through free writing technique // E-Journal of ELTS (English Language Teaching Society). 2023. № 11 (1). P. 72–81.
  18. Alharthi S. From instructed writing to free-writing: a study of EFL learners // Sage Open. 2021. Vol. 11, iss. 1. P. 1–15. doi: 10.1177/21582440211007112.
  19. Титова С.В. Обучение иноязычной письменной речи в цифровой среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 2. С. 302–316. doi: 10.20310/10.20310/1810-0201-2023-28-2-302-316.
  20. Воротилина Е.Н. Креативное письмо для студентов-бакалавров педагогических направлений обучения // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сб. ст. участников ежегодной всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Санкт-Петербург, 18–19 февраля 2020 г.) СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 213–217.
  21. Макарова Ю.А. Эвристический подход к обучению иноязычной творческой письменной речи // Альманах современной науки и образования. 2016. № 2 (104). С. 88–91.
  22. Вишнякова Е.А. Обучение иноязычной письменной речи в школе // Новые педагогические исследования: сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2022. С. 25–27.
  23. Боголепова С.В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 87–94.
  24. Горобинская Н.В. Фрирайтинг как эффективный приём развития у школьников иноязычных умений письменной речи // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения: сб. мат-лов III междунар. науч.-практ. конф. имени Е.Н. Солововой (6 ноября 2021 г.). Обнинск: Титул, 2022. С. 563–566.
  25. Новикова Ю.В. Методы freewriting и mapping как эффективная техника при подготовке к итоговому сочинению по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № V8. С. 57–62. doi: 10.24422/mcito.2018.v8.15637.
  26. El Madani E.M., Larouz M., Fagroud M., Saadallah Z. The relationship between writing proficiency in English and metacognitive awareness of writing strategies among EFL university students // Jurnal Arbitrer. 2024. Vol. 11, № 3. P. 373–383. doi: 10.25077/ar.11.3.373-383.2024.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дымова А.В., Карева В.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».