Диагностика профессионально-важных качеств как основа самоопределения будущих педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения будущих педагогов в условиях реализации современных образовательных стандартов и требований профессионального ядра высшего педагогического образования как ключевого фактора их успешной профессиональной подготовки. Профессиональное самоопределение рассматривается в качестве основного условия развития субъектности, позволяющий личности осуществлять выбор между собственными возможностями и социальными требованиями. Обосновывается необходимость интеграции диагностических и практико-ориентированных заданий в учебный процесс для формирования ценностно-смысловых основ профессии и развития профориентационно значимых компетенций. В работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «НГПУ» с участием 51 студента педагогических специальностей. На примере технологической практики (Психологические основы профессиональной деятельности) демонстрируется эффективность применения диагностического инструментария для оценки динамики профессионально-важных качеств студентов. Приводятся результаты эмпирического исследования, подтверждающие статистически значимые изменения в уровне развития эмпатических, коммуникативных и организаторских способностей будущих педагогов после прохождения практики. Делается вывод о том, что использование профессионально ориентированных заданий способствует не только развитию конкретных компетенций, но и формированию профессиональной идентичности, а также обеспечивает непрерывность процесса самоопределения.

Об авторах

Мария Сергеевна Чекалина

Новосибирский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mari-serg28@mail.ru

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

Россия, г. Новосибирск

Список литературы

  1. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 4. С. 65–73.
  2. Довыдова М.В., Шабалина Е.П. Профессиональное самоопределение будущих педагогов как фактор личностно-ориентированного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 86–88.
  3. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404930447.
  4. О направлении методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров: письмо Минобрнауки РФ от 15.11.2023 № МН-5/203212 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/1305620099.
  5. Мезинов В.Н. Условия профессионально-личностного развития будущего учителя // Сибирский учитель. 2024. № 2 (153). С. 26–31.
  6. Макунина Т.А. Образовательная модель развития профессионального самоопределения будущего учителя // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 15. С. 28–34.
  7. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 43–52.
  8. Белякова Е.Г. Профессиональное самоопределение студентов – будущих педагогов в контексте смыслообразования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 3. С. 205–216. doi: 10.21684/2411-197x-2016-2-3-205-216.
  9. Загвязинский В.И., Плотников Л.Д., Волосникова Л.М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 3–18.
  10. Мухин М.И. Образование в XXI веке. Опережающее развитие: монография. М.: Аркти, 2021. 192 с.
  11. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 656 с.
  12. Дьяков С.И., Добряк С.Ю., Кисин К.А. Взаимосвязь понятий «формирование» и «развитие» и их роль в педагогической теории и практике // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5–1. С. 525–536.
  13. Чукин С.Г., Назаренко А.Ф. Понятие «развития», его роль в педагогической теории и практике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 404–411.
  14. Бережная И.Ф., Белошицкий А.В. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 5 (85). С. 239–244.
  15. Белоусов А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2016. 225 с.
  16. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 72–85.
  17. Проекты для школьников «Мир будущего»: практ. пособие / авт.-сост.: И.С. Сергеев, Г.С. Прямикова, Н.Ф. Родичев; под науч. ред. И.С. Сергеева. СПб., 2020. 43 с.
  18. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 39–50.
  19. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10–16.
  20. Timoštšuk I., Ugaste A. Student teachers’ professional identity // Teaching and teacher education. 2010. Vol. 26, iss. 8. P. 1563–1570. doi: 10.1016/j.tate.2010.06.008.
  21. Бондырева С.К. Актуализация углубления профессиональной и личностной идентификации в пространстве вуза // Мир психологии. 2019. № 1 (97). С. 229–235.
  22. Веретенникова В.Б. Профессиональная идентификация в профессиональном самоопределении студентов – будущих педагогов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (175). С. 11–19.
  23. Конева Е.В. Структура и детерминанты представления о профессии // Профессиональные представления. 2019. № 1 (11). С. 164–171.
  24. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. 496 с.
  25. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
  26. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Методика КОС (В.В. Синявского и Б.А. Федоришина) // Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 339–344.
  27. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: учеб. пособие. М.: Прометей, 1991. 112 с.
  28. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Распределение профессиональной направленности в группе по методике Е.И. Рогова

Скачать (408KB)

© Чекалина М.С., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».