Критерии и показатели готовности выпускников технического вуза к профессиональной деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье, на основе анализа современной литературы, уточнены понятия готовности и готовности к профессиональной деятельности. Рассмотренные понятия позволили выделить критерии готовности студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности. Сформулированные критерии дали возможность определить показатели готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. В качестве показателей готовности выступает рейтинговая оценка математической компетентности студента и валовый научный продукт вуза. Выбор этих показателей обоснован с помощью статистических данных по Самарскому региону: валового регионального продукта и отношения заработной платы выбранной отрасли к средней, поскольку спрос на труд выпускников технического вуза является функцией от ставки реальной заработной платы. Результаты корреляционного анализа доказывают, что готовность выпускников технического вуза к профессиональной деятельности оказывает заметное влияние на степень экономического развития региона, что, в свою очередь, сказывается на степени экономического развития общества. Исследование проводилось на базе Самарского государственного технического университета. В работе представлены педагогические условия организации учебного процесса по формированию готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности. Полученные материалы могут служить основой для дальнейшего уточнения показателей готовности студентов к профессиональной деятельности и учитывать их в содержании подготовки.

Об авторах

Наталья Геннадьевна Кочетова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tnkochetova@list.ru

кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета начального образования

Россия, Самара

Янина Геннадьевна Стельмах

Самарский государственный технический университет

Email: yaninastelmah@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и прикладной информатики

Россия, Самара

Татьяна Николаевна Кочетова

Самарский государственный технический университет

Email: tnkochetova@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и прикладной информатики

Россия, Самара

Список литературы

  1. Стельмах Я.Г. Активизация исследовательской деятельности студентов при изучении математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (21). С. 166–173.
  2. Буренина В.И. Развитие творческого потенциала преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2018. 25 с.
  3. Кочетова Т.Н. Современные технологии математической подготовки будущего инженера // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (22). С. 102–107.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53000 слов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: ОНИКС 21 век, 2004. 896 с.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  6. Зернова Г.П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 114 с.
  7. Кочетова Н.Г., Воронина М.А. Формирование культурно-профессиональной компетентности педагога // Инновационные процессы в современном образовательном учреждении: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Самара, 17–18 февраля 2012 г. Самара: ПГСГА, 2012. С. 25–30.
  8. Дуреева Т.В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста // Молодой ученый. 2018. № 43 (229). С. 62–66.
  9. Кочетова Н.Г., Кочетова Т.Н. Формирование профессиональных компетенций в системе высшего инженерного образования // Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии: сб. докл. междунар. науч.-метод. конф. 28–30 октября 2008 г. М.: МВТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. С. 220.
  10. Ilyina L.A., Eremicheva O.Y., Kochetova T.N. Perspective Model of Well-balanced Information Economy. Models of Modern Information Economy: Conceptual Contradictions and Practical Examples // Models of Modern Information Economy. Emerald Publishing Limited, 2018. P. 183–189.
  11. Стельмах Я.Г. Формирование профессиональной математической компетентности студентов – будущих инженеров: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2011. 21 с.
  12. Елисеева И.И. Эконометрика. М.: Проспект, 2009. 288 с.
  13. Самарский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб. Самара: Самарастат, 2019. 355 с.
  14. Гневашева В.А. Функция спроса на занятость в применении к отраслевым рынкам труда РФ // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2008. № 8. С. 66–72.
  15. Кочетова Т.Н., Стельмах Я.Г., Тиханова Н.Е. Формирование навыков самоорганизации студентов технического вуза // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения: сб. тр. междунар. форума. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 391–394.
  16. Кочетова Н.Г., Аниськин В.Н. Семиотические аспекты современной развивающей информационно-образовательной среды вуза // Проблемы физического образования в информационном обществе: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. 28–29 ноября 2008 г., г. Самара. Самара: СГПУ, 2008. С. 11–16.
  17. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, Перспективы. М.: Логос, 2000. 304 с.
  18. Еремичева О.Ю., Кочетова Т.Н., Афанасьева Е.А. Профессиональное формирование бакалавров: особенности образовательных траекторий будущих математиков // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 3 (16). С. 125–128.
  19. Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н. Вектор организации самостоятельной работы студентов технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 246–249.
  20. Кочетова Н.Г., Зубова С.П., Буренина В.И. Темпоральные характеристики творческого потенциала инженера (ресурсы, резервы, возможности) // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения: сб. тр. междунар. форума. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 404–407.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кочетова Н.Г., Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».