Проблема формирования активной гражданской позиции личности в педагогической литературе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Значимость воспитания у учащихся ценностного отношения к человеку, семье, социуму, государству, Родине, готовности к социальной активности, умения самостоятельно действовать актуализирует поиск результативных средств формирования активной гражданской позиции школьника. В данной статье рассматриваются особенности формирования активной гражданской позиции школьников в педагогической литературе и практике. Рассматриваются составные понятия «активная гражданская позиция», такие как «гражданственность», «социальная активность», «гражданская позиция». В статье делается акцент на том, что вопросы воспитания личности, интересующейся судьбой Отечества, освещаются в трудах различных исследователей, мыслителей, педагогов. Прослеживая историю формирования активной гражданской позиции школьников в педагогической науке, отметим, что в 90-е гг. ХХ в. в России обществу пришлось преодолевать целый ряд кризисных ситуаций в общественно-политической и социально-экономической жизни. В итоге сформировался идеал свободной личности, как считалось, «освобожденной» от привычных ценностей, от национальных традиций, каких-либо обязательств перед социумом. В статье рассматриваются три вида гражданской позиции: пассивная, ситуативная и активная. Выделены три основные составляющие гражданской позиции: когнитивная, деятельностная и оценочно-эмоциональная.

Об авторах

Ольга Николаевна Пец

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: pec1979@mail.ru

аспирант кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования

Россия, Кемерово

Список литературы

  1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
  2. Щуркова Н.Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1980. 99 с.
  3. Основы методики гражданского воспитания в семье и школе / под ред. Г.Н. Филонова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. 142 с.
  4. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. М.: Пед. об-во России, 2001. 459 с.
  5. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт, 1999. 523 с.
  6. Гражданин // Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] // http://slovardalja.net/word.php?wordid=5979.
  7. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 50 с.
  8. Стронин А.И. Этика гражданственности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2000. № 1. С. 166–178.
  9. Сайпулаева Т.Ю. О понятии гражданственности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 4. С. 23–25.
  10. Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2010. 461 с.
  11. Бозиев Р.С. Вуз как воспитательное пространство // Педагогика. 2002. № 7. С. 52–77.
  12. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9. С. 45–50.
  13. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
  14. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.
  15. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45–51.
  16. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 430 с.
  17. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 28–35.
  18. Соколова А.А. Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5. С. 109–112.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пец О.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».