Ценность человеческого достоинства как форма моральной регуляции действий и поступков учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы статьи мотивируется значимостью осмысления ценности достоинства в качестве одной из форм моральной регуляции действий и поступков учителя. Общественную актуальность воспитания нравственного качества (или добродетели) достоинства автор мотивирует тем, что, считая в равной мере достойным себя и другого, человек становится способным к конструктивному диалогу. В статье утверждается, что одной из ведущих целей современного воспитания как приобщения к ценностям является воспитание чувства собственного достоинства учащейся молодежи, воспитание достойных людей. Выявляется, что ценность является одним из элементов системы моральной регуляции действий и поступков; раскрывается, что императивность ценностей заключается в том, что, выступая в качестве ориентиров педагогической деятельности, они предписывают учителю соответствовать их содержанию, которое определяет содержание нравственных требований к себе и к учащимся. Показывается, что золотое правило нравственности как ценность определяет важнейшую в современных условиях форму моральной регуляции. Раскрывается, что положительная или отрицательная стороны золотого правила нравственности соответствуют тому, что учитель хочет или не хочет пережить, претерпеть; какой поступок хочет (не хочет) совершить, чтобы учащиеся поступали (не поступали) так же. Обосновывается, что названные стороны золотого правила нравственности с педагогической точки зрения есть требования поступать (требования-образцы) или не поступать (требования-запреты) соответствующим образом. Выявляется, что достоинство как добродетель соединяет в себе элементы долженствования и ценности. Долженствование проявляется в поведении, ориентированном на определенное нравственное качество – достоинство; ценность достоинства, являющая себя в поведении через проявление нравственных качеств честности, правдивости и др., задает форму моральной регуляции, в которой (форме) передается содержание нравственных качеств и ценности достоинства. Автор статьи настаивает на том, что учитель в ходе взаимодействия с учащимися создает условия для осознания ими сути требований-запретов, заключенных в отрицательной стороне золотого правила нравственности, и сути требований-образцов, заключенных в положительной стороне золотого правила нравственности; что на уровне самовоспитания названные требования формулируются учителем, учащимися в виде самоубеждения, самоприказа совершать нравственный поступок и не совершать безнравственного поступка. Самоубеждение и самоприказ являются методами самовоспитания, и чем более человек овладевает ими, тем более укрепляется в чувстве собственного человеческого достоинства. Такой человек становится нравственным ориентиром для окружающих, такой учитель создает наиболее благоприятные условия для формирования чувства собственного достоинства у учеников.

Об авторах

Владимир Петрович Бездухов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vlbezdukhov@mail.ru
Россия, Самара

Артем Владимирович Бездухов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: bezduhov@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Воропаева Ю.П., Коломиец Г.Г. Этика человеческого достоинства: история и современность: монография. М.: Инфра-М, 2020. 243 с.
  2. Золотухина-Аболина Е.В. Этика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 524 с.
  3. Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 50–105.
  4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. 334 с.
  5. Бездухов В.П. Гуманистический подход к личности учащегося // Известия Российской академии образования. 2015. № 2 (34). С. 5–12.
  6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 4 т. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. 471 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 94–231.
  8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
  9. Кураев В.И. Содержание и форма // Философский энциклопедический словарь / ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 621–622.
  10. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  11. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
  12. Суриков И.Е. Пифагор. М.: Академический проект, 2018. 271 с.
  13. Бездухов В.П. Ценностный подход к содержанию педагогического образования // Методология педагогики в контексте современного научного знания: мат-лы междунар. конф., посв. 90-летию со дня рожд. известного российского ученого-педагога, академика РАО Володара Викторовича Краевского, г. Москва, 22 сентября 2016 г. М.: РАО, 2016. С. 203–209.
  14. Гусейнов А.А. Взаимность или автономия воли? // Уотлз Д. Золотое правило: пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. С. 3–26.
  15. Фонвизин Д.И. Опыт Российского сословника // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в 2 т. Т. 1. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. С. 223–236.
  16. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
  17. Гусейнов А.А. Золотое правило // Этика: энциклопед. словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 156–158.
  18. Золотое правило нравственности: педагогический аспект интерпретации и реализации / В.П. Бездухов, А.В. Бездухов, А.В. Гущина, В.С. Поздняков: монография / под общ. ред. В.П. Бездухова. Самара: СГСПУ, ООО «Порто-Принт», 2018. 172 с.
  19. Уотлз Д. Золотое правило: пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 346 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бездухов В.П., Бездухов А.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».