Исследование укомплектованности предметных линий курса биологии 5–7 классов в условиях действия Федерального перечня школьных учебников 2018 года
- Авторы: Марина А.В.1, Селина И.Н.1, Чурапина Е.М.1, Шахзадян А.С.1
-
Учреждения:
- Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
- Выпуск: Том 9, № 4 (2020)
- Страницы: 312-316
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/59505
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202094308
- ID: 59505
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос об одном из важнейших условий организации образовательного процесса по курсу биологии основной школы – учебно-методическом обеспечении, основным компонентом которого является учебно-методический комплекс дисциплины. Охарактеризована актуальность проблемы выбора школьными учителями учебно-методического комплекса курса биологии основной школы в условиях вариативности учебно-методического обеспечения дисциплины. Кратко охарактеризована история становления отечественной теории учебно-методического комплекса. Показана современная трактовка понятия «учебно-методический комплекс» с позиций действия Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Особое внимание уделено рассмотрению структуры учебно-методического комплекса. Охарактеризована специфика учебно-методического комплекса школьного курса биологии. Раскрыта вариативность учебно-методических комплексов курса биологии 5–7 классов основной школы в современных условиях одновременного действия двух федеральных перечней школьных учебников и изменений к ним. Выявлены причины имеющихся затруднений в выборе учебно-методических комплексов школьными учителями биологии. Особое внимание уделено критериям проведения сравнительного анализа укомплектованности учебно-методических комплексов действующих предметных линий курса биологии основной школы. Выявлена степень укомплектованности учебно-методических комплексов курса биологии 5–7 классов различными компонентами. Представленные материалы могут быть использованы в опыте деятельности школьных педагогов, преподающих курс биологии в основной школе.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Антонина Васильевна Марина
Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: marinaab@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и химии
Россия, АрзамасИрина Николаевна Селина
Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Email: dedmor@yandex.ru
студент естественно-географического факультета
Россия, АрзамасЕкатерина Михайловна Чурапина
Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Email: myza85@bk.ru
студент естественно-географического факультета
Россия, АрзамасАнна Сережаевна Шахзадян
Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Email: ashakhzadyan@inbox.ru
студент естественно-географического факультета
Россия, АрзамасСписок литературы
- Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 215 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 203 с.
- Суматохин С.В. Учебники биологии, естествознания и экологии в федеральном перечне на 2014–2017 годы // Биология в школе. 2014. № 5. С. 73–80.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011. 48 с.
- Андреева Н.В. Методика развития мотивации к профильному обучению биологии у учащихся 9 класса: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2010. 200 с.
- Создание учебно-методического комплекса по учебному предмету: метод. рекомендации / сост. Т.П. Бураменская, И.В. Майер, И.Н. Милык, Н.М. Мусина, М.П. Савина. Нижневартовск, 2013. 33 с.
- Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: уч.-метод. пособие / под общ. ред. А.В. Макарова, З.П. Трофимовой. 3-е изд., перераб. и доп. Минск: РИВШ, 2008. 152 с.
- Шаяхметов Р.М. Формирование самостоятельной учебной деятельности обучающихся вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Уфа, 2012. 269 с.
- Марина А.В. Проблема выбора предметной линии школьного курса биологии основной школы в условиях действия нового федерального перечня учебников // Актуальные вопросы образования в интересах устойчивого развития: сб. ст. участников междунар. науч.-практ. конф. (30 ноября – 8 декабря 2019 г.) / отв. ред. С.В. Напалков, науч. ред. Т.А. Кончина, М.В. Третьякова. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. С. 32–35.
- Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253.
- О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345.
- О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 22.11.2019 № 632.
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Бабичев Н.В., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебникам-навигаторам «Биология». 5–9 кл. М.: Дрофа, 2013. 64 с.
- Биология. 5–9 классы. Линейная структура. Рабочие программы к линии УМК под ред. И.Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2017. 66 с.
- Биология. 5–9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под ред. И.Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие. М.: Вентана-Граф,2017. 40 с.
- Никишов А.И. Программа. Тематическое планирование. 5–11 классы общеобразоват. учреждений. М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 2014. 208 с.
- Пасечник В.В., Суматохин С.В. Биология. 5–9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». М.: Просвещение, 2018. 80 с.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. М.: Мнемозина, 2018. 68 с.
- Сивоглазов В.И. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Сивоглазова. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020. 95 с.
- Трайтак Д.И., Андреева Н.Д., Андреева А.Е. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. М.: Мнемозина, 2018. 69 с.
Дополнительные файлы
