Закономерности модернизации образования и повышения качества образовательных услуг

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрываются основные тенденции современного образовательного процесса, на основании которых актуализируются закономерности модернизации образования и повышения качества образовательных услуг. Процесс модернизации понимается как последовательная смена образовательных практик под влиянием социально-экономических и культурных факторов. Анализ изменений в системе образования в условиях цифровизации и информатизации общества позволил выстроить образовательную парадигму, в которой установлена пропорциональность качества предоставляемых образовательных услуг целям образования, потребностям общества, а также условиям образования и возможностям науки в конкретный период времени. Данная парадигма позволяет проследить причинно-следственную связь между социокультурным контекстом и изменениями в системе образования как некоторой формы адаптивной реакции обучающихся и педагогов. На ее основании закономерности модернизации образования понимаются как педагогические явления, которые актуализируются на разных этапах развития образовательного процесса с новой силой и определяют тем самым некоторую периодичность в учебном процессе и дидактическую традиционность. Выстраивание образовательного процесса с учетом гносеологических и психологических закономерностей модернизации образования представляется конструктивным педагогическим решением, которое позволит образовательным организациям сегодня сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Об авторах

Игорь Олегович Петрищев

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: pi3@mail.ru

кандидат технических наук, ректор, доцент кафедры информатики

Россия, Ульяновск

Список литературы

  1. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 638 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2006. 365 с.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
  4. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2017. 720 с.
  5. Аниськин В.Н., Богословский В.И. Роль и место холистичной информационно-образовательной среды на этапе цифровизации процессов обучения и воспитания личности // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 305–311.
  6. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Дистанционное образование: реалии и перспективы // Гуманитарные науки. 2020. № 2 (50). С. 51–57.
  7. Севастьянова С.А. Дистанционное обучение: компетентность преподавателя (на примере предметной области «Математика») // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 279–283.
  8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов и др. М.: Мысль, 2010. 744 с.
  9. О долгосрочной государственной экономической политик: прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596.
  10. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 211 с.
  11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] // http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf.
  12. Key competences for adult learning professionals / B.J. Buiskool, S.D. Broek, J.A. van Lakerveld, G.K. Zarifis, M. Osborne. Zoetermeer, 2010. 157 p.
  13. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Кофанова Е.Н. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. 2003. № 4. С. 37–46.
  14. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г.А. Ключарев, Д.В. Диденко, Н.В. Латова, Ю.В. Латов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 433 с.
  15. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / С.А. Беляков, В.С. Вахштайн [и др.]. М.: Макс-Пресс, 2007. 340 с.
  16. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7. С. 106–109.
  17. Диденко Д.В. Дополнительное профессиональное образование и повышение его эффективности // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008. С. 78–107.
  18. Ромаева Н.Б., Кузьмина С.В. Модель развития социальной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования // Гуманитарные науки. 2019. № 3 (47). С. 54–60.
  19. Смоляр А.И., Князькова О.Н. Развитие культуры самоорганизации личности студента вуза средствами арт-педагогики: монография. Самара: СГСПУ, 2018. 182 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Петрищев И.О., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».