Имитационно-игровой подход к формированию гуманистического отношения к человеку у курсантов – будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме подготовки курсанта – будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), способного реализовывать в профессиональной деятельности гуманистическое отношение к человеку независимо от его социального статуса, личностных особенностей и др. Актуальность проблемы формирования гуманистического отношения к человеку у курсантов аргументируется с позиции того, что готовность признать ценность другого человека как личности, толерантность по отношении к другому, способность проявлять эмпатию, умение посмотреть на ситуацию с позиции другого, умение не проявлять гнева, раздражения, агрессии к людям, способность находить положительные черты в каждом человеке, реализуемые в гуманистическом отношении к человеку, предотвращают личностную, нравственную деформацию сотрудника УИС. Положения о сущности и характерных признаках имитационно-игрового подхода в обучении экстраполируются на проблему формирования гуманистического отношения будущих сотрудников УИС к человеку. Раскрываются возможности имитационно-игрового подхода в формировании у курсантов гуманистического отношения к человеку. Обосновывается объединение в имитационно-игровом подходе игровых и имитационных технологий. Определяются принципы реализации имитационно-игрового подхода, которыми становятся принципы осуществления имитационной технологии: принцип проблемности, принцип личностного взаимодействия, принцип развития каждого участника и группы в целом, принцип самообучения на основе рефлексии. Раскрывается роль данных принципов в формировании гуманистического отношения будущих сотрудников УИС к человеку. Обосновывается ценность игровых и значимость неигровых методов в контексте реализации имитационно-игрового подхода к формированию у курсантов гуманистического отношения к человеку. Приводится пример реализации имитационно-ролевого подхода к формированию гуманистического отношения курсантов к человеку – ролевая игра «Переговоры».

Об авторах

Сергей Александрович Вдовин

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, заместитель начальника

Россия, Самара

Список литературы

  1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  2. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008. 256 с.
  3. Шелестова Л.В. Имитационно-игровой подход как инновационная технология личностного саморазвития студентов // Использование инновационных технологий для решения проблем АПК в современных условиях: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 65-летию образования Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии. Т. 3 / отв. ред. А.С. Овчинников. Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2009. С. 386–393.
  4. Марачковская О.Л. Имитационно-игровой подход как средство подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч., ч. 1 / науч. ред. В.И. Казаренков. М.: РУДН, 2011. С. 340–343.
  5. Вербицкий А.А. Теория контекстного образования как концептуальная основа проектно-целевой подготовки инженера // Инженерная педагогика. 2015. Вып. 17, т. 1. С. 77–103.
  6. Вербицкий А.А., Жукова Н.В. Деловая игра как форма контекстного обучения в подготовке психологов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 3 (9). С. 70–76.
  7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
  8. Виевская М.Г., Красовская Л.Г. Имитационно-игровой подход в преподавании психолого-педагогических дисциплин студентам экономических специальностей // Высшая школа. 2001. № 2–3. С. 47–58.
  9. Чугрина О.Р. Имитационно-игровой подход в методике преподавания в высшей школе // Гуманитарный вестник (Горловка). 2017. № 3 (2). С. 264–271.
  10. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 192 с.
  11. Ильясова Э.Н. Проектирование развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы: имитационный подход // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 6. С. 79–83.
  12. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 274–329.
  13. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: Юнити-Дана, 2002. 437 с.
  14. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
  15. Аверченко Л.К., Доронина И.В., Иванова Л.Н. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций // Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 35–39.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вдовин С.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».