Содержание понятия «этическая ответственность сотрудника уголовно-исполнительной системы»: педагогический аспект
- Авторы: Жалмурзин Р.Б.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 10, № 1 (2021)
- Страницы: 321-325
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/70351
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021101307
- ID: 70351
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается важность этической ответственности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) в контексте осуществления им профессиональной деятельности. Обосновывается, что общим для этики, психологии и педагогики в понимании ответственности является моральный выбор: моральный выбор как этическая категория, психологические механизмы осуществления выбора, формирование этической ответственности за выбор. Конкретизируется статус ответственности в рамках понятия «этическая ответственность сотрудника УИС». Осуществляется анализ понятия «этическая ответственность сотрудника УИС» на этическом (описание содержания этической ответственности сотрудника УИС в категориях этики), психологическом (определение механизмов формирования такой ответственности) и педагогическом (раскрытие содержания понятия «этическая ответственность сотрудника УИС» в контексте педагогического знания) уровнях. Приводятся доказательства того, что ответственность в целом и этическая ответственность сотрудника УИС в частности может рассматриваться как ценность и как личностное качество. Обосновывается, что этическая ответственность сотрудника УИС является системным личностным образованием, обладающим значением ценности как совокупности отношений сотрудника УИС (к профессиональной деятельности, к людям, вовлеченным в сферу его профессиональной деятельности, к себе как к субъекту такой деятельности), реализуемым в его деятельности через совокупность личностных качеств, определяющих осуществление сотрудником УИС морального выбора в процессе профессиональной деятельности и образующих содержание этической ответственности как личностного качества. Раскрывается содержательное наполнение этической ответственности сотрудника УИС через привлечение ценностей «долг», «достоинство», «честь», «благо», «добродетель», «справедливость», «свобода», «совесть» и личностных качеств «настойчивость», «работоспособность», «организованность», «требовательность», «обязательность», «инициативность»
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Рустам Булатович Жалмурзин
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: rustam.zhalmurzin@mail.ru
Командир взвода учебно-строевого подразделения
Россия, СамараСписок литературы
- Тимофеева Е.А. Профессиональная этика сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор, способствующий профилактике их профессиональной деформации // Преступление, наказание, исправление (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сб. тез. выступлений и докл. участников III междунар. пенитенциарного форума. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 126–131.
- Мишаткина Т.В. Свобода и ответственность // Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича. Минск: Новое знание, 2002. С. 138–152.
- Мишаткина Т.В. Предмет, специфика и задачи этики // Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича. Минск: Новое знание, 2002. С. 10–15.
- Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. 416 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СГПИ, 1994. 165 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995. С. 16–45.
- Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. 352 с.
- Йонас Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. 480 с.
- Апресян Р.Г. Ответственность // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Аперсяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 342.
- Разин А.В. Этика. М.: Академический проект, 2003. 624 с.
- Скрипник А.П. Этика. М.: Проект, 2004. 352 с.
- Позднякова О.К. Нравственное сознание учителя: структура и особенности // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 1 (01). С. 160–166.
- Дик В.П. Категория ответственности в системе научно-философского знания // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 382–384.
- Рубин С.Н. Философско-этические аспекты ответственности // Омский научный вестник. 2010. № 5 (91). С. 87–89.
- Рудковский Э.И. Ответственность как философская категория // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2010. Т. 10. С. 127–133.
- Радикова Т.И. Воспитание ответственности как социально значимого качества у подростков средствами учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2007. 187 с.
- Философия ответственности: коллективная монография / под ред. Е.Н. Лисанюк. СПб.: Наука, 2014. 255 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
- Кашапова Г.И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1 (91). С. 110–116.
- Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. 271 с.
- Позднякова О.К. Педагогическая интерпретация принципов морального выбора // Научный потенциал. 2012. № 3 (8). С. 70–74.
- Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2002. 456 с.
- Хохлова Л.Л. Формирование самостоятельности курсантов в процессе обучения в юридическом вузе ФСИН России: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2008. 218 с.
Дополнительные файлы
