Современные религиозные практики православных чувашей Самарского Заволжья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются современные религиозные практики православных чувашей, проживающих в заволжских районах Самарской области. Описываются особенности обрядового календаря, похоронно-поминальных обычаев и обрядов, формы социальной активности чувашей в рамках религиозной жизни, выявлено соотношение православных и т.н. «языческих» элементов в формирование религиозных практик, прослежен процесс формирования православно-«языческого» синкретизма как основы современной религиозности самарских чувашей. Результаты исследования показали, что заметный сдвиг в сторону православной религиозности наблюдается у них в последние два десятилетия. Православие выступает в качестве основы конфессиональной идентичности самарских чувашей и определяет сегодня активность в формировании сакрального ландшафта чувашских селений. Православие же лежит в основе празднично-обрядовой культуры, религиозных действий и опыта. Однако в современных религиозных практиках, особенно в похоронно-поминальной и календарной обрядности, проявляются обряды, поведенческие модели, восходящие к чувашской религии. При этом наблюдается высокая степень синкретизации православных и чувашских народных традиций, обусловленная длительной историей их сосуществования в культуре сельского сообщества. Значительную роль в формировании и развитии религиозных практик играют местные храмы и вовлеченность жителей сел в конфессиональное пространство как на локальном, региональном, так и общероссийском уровне.

Об авторах

Екатерина Андреевна Ягафова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yagafova@yandex.ru

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры

Россия, Самара

Список литературы

  1. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам 50 губерний Европейской России. Самарская губерния [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97_uezd.php?reg=1264.
  2. Национальный состав населения Самарской области: статистический сборник. Самара: Самарастат, 2013. 327 с.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: монография / пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  4. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; под ред. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
  5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / пер. с франц. В. Земсковой. М.: Элементарные формы, 2018. 808 с.
  6. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998. 305 с.
  7. Сёренсен Й. Религия в сознании: обзорная статья о когнитивном религиоведении / пер. с англ. и прим. К. Дараган, Т. Малевич, под ред. И. Анофриевой [Электронный ресурс] // https://religious.life/2013/04/sorensen-religion-in-mind-part1.
  8. Агаджанян А., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики? // Религиозные практики в современной России: сб. ст. / под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006. С. 8–24.
  9. Астахова Л.С. Религиозное действие в контексте повседневности: опыт феноменологии религии. Казань: Изд-во КГУ, 2008. 168 с.
  10. Астахова Л.С. От религиозного опыта к религиозным практикам. Опыт современного религиозного опыта. Казань: Отечество, 2011. 148 с.
  11. Астахова Л.С. Динамика современных религиозных практик в структурах повседневности: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2013. 43 с.
  12. Астахова Л.С., Александрова Н.Н. Религиозные практики в Республике Татарстан: количественный и качественный анализ религиозной ситуации. Казань: Отечество, 2013. 214 с.
  13. Забияко А.П., Сердюков Ю.М., Тюрина Ю.Л. и др. Современные контексты магии, религии и паранауки. М.: Academia, 2008. 272 с.
  14. Лещинский А.Н. Православие: единство и разделения (социумные детерминанты, типология, противоречия и тенденции). М.: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2011. 226 с.
  15. Смирнов М.Ю. Религиозно-мифологический комплекс в российском общественном сознании. Историко-социологическое исследование: дис. … д-ра соц. наук. СПб., 2006. 364 с.
  16. Элбакян Е.С. Религия в мире повседневности // Труд и социальные отношения. 2013. № 1. С. 90–103.
  17. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. 182 с.
  18. Религиозные практики в современной России: сб. ст. / под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006. 395 с.
  19. Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности: сб. ст. / под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Весь мир, 2011. 368 с.
  20. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та: Петербургское востоковедение, 2007. 413 с.
  21. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.
  22. Левкиевская Е. «Народное отпевание» в Самойловском районе Саратовской области // Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре / под ред. Д.В. Громова. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 10–34.
  23. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.
  24. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1959. 408 с.
  25. Денисова Н.П. Зимние и весенние календарные праздники чувашских крестьян (XIX – начало XX вв.) // Исследования по чувашскому фольклору. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1984. С. 142–166.
  26. Денисова Н.П. Летне-весенние календарные праздники и обряды чувашей (XIX–XX вв.) // Чувашское народное творчество. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1985. С. 67–87.
  27. Петров Л.П. Личные имена закамских чувашей-язычников // Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1986. С. 74–87.
  28. Трофимов А.А. Чувашская народная культовая скульптура. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. 237 с.
  29. Кудряшов Г.Е. Пережитки религиозных верований чуваш и их преодоление. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1961. 164 с.
  30. Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. 355 с.
  31. Кудряшов Г.Е. Этноспецифика обыденной религиозности // Проблемы религиозного синкретизма и развития атеизма в Чувашской АССР. Труды ЧНИИ. Вып. 86. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1978. С. 30–46.
  32. Данилко Е.С. «Старая вера» по-чувашски: книжная традиция и повседневные практики одной старообрядческой общины // Этнографическое обозрение. 2015. № 5. С. 19–32.
  33. Кобцева Н.Е. Весенний праздник чувашей Башкортостана // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 4. С. 219–222.
  34. Петров И.Г. Полевое моление «учук» некрещеных чувашей дер. Юльтимировка Бакалинского района РБ (по материалам экспедиций 2010, 2014 гг.) // Документы и материалы по истории и культуре народов Южного Урала / под ред. Ф.Г. Галиевой. Вып. 1. Уфа: Первая типография, 2017. С. 113–172.
  35. Петров И.Г. Одежда в семейных обычаях и обрядах чувашей (XIX – начало ХХ в.). Уфа: Башк. энцикл., 2018. 296 с.
  36. Петров И.Г. Изображения элементов женского костюма на намогильных памятниках некрещеных чувашей: к вопросу изучения основных приемов их визуализации // Вестник Чувашского университета. 2019. № 2. С. 120–135.
  37. Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.
  38. Салмин А.К. Традиционные обряды и верования чувашей. СПб.: Наука, 2010. 239 с.
  39. Семенова Т.В. Святочные обряды и развлечения в современном быту // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 93–97.
  40. Семенова Т.В. Масленичный обрядовый комплекс чувашей Волго-Уральского региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 11 (265). История. Вып. 50. С. 160–164.
  41. Семенова Т.В. Семицко-троицкий обрядовый комплекс чувашей на современном этапе // Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре: сб. ст., посв. 30-летию кафедры философии, истории и теории мировой культуры и 15-летию ГУСО «Дом дружбы народов» Самары, 23–25 июня 2016 г. Самара: СГСПУ, 2016. С. 45–48.
  42. Ягафова Е.А. Чувашское «язычество» в XVIII – начале XXI в. Самара: ПГСГА, 2007. 125 с.
  43. Ягафова Е.А. Религиозные практики этноконфессиональных групп чувашей // Этнографическое обозрение. 2015. № 5. С. 3–18.
  44. Ягафова Е.А., Иванова А.И. Похоронно-поминальные обычаи и обряды чувашей северо-востока Самарского Заволжья (верховья р. Большой Черемшан): традиции и современность // Традиционная культура. 2019. Т. 20, № 1. С. 79–90.
  45. Полевые материалы автора (ПМА). Самарская область, 1993–2021 гг.: 1993 г. – Сергиевский р-н, 1994–1995 гг. – Челно-Вершинский р-н, 1996 г. – Борский, Похвистневский р-ны, 1997 г. – Кошкинский р-н, 1998 г. – Клявлинский р-н, 1999 г. – Исаклинский р-н, 2000–2001 гг. – Шенталинский р-н, 2014 г. – Клявлинский, Похвистневский, Челно-Вершинский р-ны, 2015 г. – Шенталинский р-н, 2020 г. – Челно-Вершинский р-н, 2021 г. – Клявлинский, Похвистневский, Челно-Вершинский, Шенталинский р-ны.
  46. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3351, 3352, 2454.
  47. РГВИА. Ф. ВУА (Военно-ученый архив) (1832–1856). Д. 18895.
  48. НА РАН. Ф. 30. Кеппен П.И. Оп. 2. Д. 54. Л. 78–199.
  49. Ташкин С.Ф. Инородцы Поволжско-Приуральского края и Сибири по материалам екатерининской законодательной комиссии. М., 1921. 271 с.
  50. Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI–XVIII веках. Исторический очерк. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1912. 416 с.
  51. Иванов А. Из истории христианского просвещения Самарской епархии во второй половине XIX в. // Православный благовестник. 1900. № 13. С. 204–209.
  52. Отчет Самарского епархиального комитета православного миссионерского общества (далее – СЕК ПМО) за 1897 г. // Самарские епархиальные ведомости. 1898. № 8. С. 1–56.
  53. Отчет СЕК ПМО за 1899 г. // Самарские епархиальные ведомости. 1901. № 15. С. 1–40.
  54. Отчет СЕК ПМО за 1902 г. // Самарские епархиальные ведомости. 1903. № 8. С. 1–45.
  55. Отчет СЕК ПМО за 1904 г. // Самарские епархиальные ведомости. 1905. № 11. С. 1–6.
  56. Михайлов А. Приход села Стюхино Бугурусланского уезда Самарской епархии // Чичерина С.В. У приволжских инородцев: Путевые заметки. СПб., 1905. Приложение № 6. С. 60–69.
  57. Филимонов Д. Успехи ислама среди чуваш-язычников дер. Старо-Афонькиной Бугульминского уезда // Самарские епархиальные ведомости. 1908. № 16. С. 620–625.
  58. Димитриев В.Д. Распространение христианства и чувашские народные массы в период феодализма (середина XVI в. – 1861 г.) // Проблемы религиозного синкретизма и развитие атеизма в Чувашской АССР. Труды ЧНИИ. Вып. 86. Чебоксары, 1978. С. 81–120.
  59. Отчет СЕК ПМО за 1901 г. // Самарские епархиальные ведомости. 1902. № 17–23.
  60. Юзефович Б. Христианство, магометанство и язычество в восточных губерниях России (Казанская и Уфимская губернии) // Русский вестник. 1883. Т. 164, № 3. С. 8–64.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ягафова Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».