Методологические основы отбора содержания учебного материала о строении и жизнедеятельности простейших в вузовской дисциплине «Зоология»
- Авторы: Ефимова Н.В.1, Ламехов Ю.Г.1, Ламехова Е.А.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 2 (2021)
- Страницы: 252-259
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/78128
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021102305
- ID: 78128
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе проанализированы методологические основы отбора содержания учебного материала о строении и жизнедеятельности простейших организмов в вузовской дисциплине «Зоология» при подготовке бакалавров профиля «Биология. Химия» по направлению «Педагогическое образование». Проверена гипотеза о том, что методологическими основами изучения одноклеточных животных являются достижения биологических наук, а также сформулированные методологические конструкты, основанные на признании экологического и эволюционного подходов. В качестве методов исследования использованы общенаучные методы теоретического познания, а также методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Методологическими основами отбора содержания учебного материала о строении и жизнедеятельности простейших организмов в вузовской дисциплине «Зоология» являются: общие свойства живых организмов, уровни организации жизни, идеи развития и структуры, эколого-эволюционный подход, описание коэволюционных процессов и роли познавательных моделей. Принадлежность одноклеточных организмов к клеточному уровню организации жизни не препятствует их описанию с учетом структурно-функционального подхода с обоснованием тесной связи процессов жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Методологические установки, действующие в биологическом познании, связаны с ориентацией на идею развития и организации. Изучение биологии одноклеточных организмов с учетом названных идей ориентируется на экологические и эволюционные аспекты. Сформулированный подход важен с практической и теоретической точек зрения. К аспектам практического применения знаний о биологии простейших относится, например, изучение их роли в жизнедеятельности биосферы. Эволюционные аспекты в описании простейших животных реализуются на филогенетическом и онтогенетическом уровнях.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Владимировна Ефимова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: efimovanv12@mail.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскЮрий Геннадьевич Ламехов
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: dobry_bobr@mail.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскЕлена Анатольевна Ламехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lamehovaea@cspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскСписок литературы
- История биологии с древнейших времен до начала XX века / под ред. С.Р. Микулинского. М.: Наука, 1972. 536 с.
- Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Изучение филогенеза животного мира с учетом эволюционного подхода // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика и практика: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 14–17 ноября 2017 г., г. Санкт-Петербург, Российская Федерация / отв. ред. проф. Н.Д. Андреева. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 176–179.
- Ламехов Ю.Г. Эволюционный подход при изучении дисциплины «Зоология» в высшей школе // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и в вузе: сб. мат-лов всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф., 8–10 ноября 2017 г., г. Москва, Российская Федерация / отв. ред. В.В. Пасечник. М.: МГОУ, 2017. С. 81–82.
- Ламехов Ю.Г. Коэволюционный подход в изучении закономерностей эволюции в средней и высшей школе // Проблемы взаимодействия науки и общества: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. 5 февраля 2018 г., г. Новосибирск, Российская Федерация. Новосибирск: Аэтерна, 2018. С. 195–197.
- Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Естественнонаучный подход при изучении закономерностей эволюционного процесса // Актуальные проблемы биологической и химической экологии: сб. мат-лов VI науч.-практ. конф., 26–28 февраля 2019 г., г. Москва, Российская Федерация / отв. ред. Д.Б. Петренко. М.: МГОУ, 2019. С. 352–357.
- Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Естественнонаучный подход при изучении темы «Происхождение жизни на Земле» // Перспективные направления проблем биологического и экологического образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 19–21 ноября 2019 г., г. Санкт-Петербург, Российская Федерация / отв. ред. Н.Д. Андреева. СПб.: Свое издательство, 2019. С. 138–141.
- Лисеев И.К. Новые методологические ориентации в современной философии биологии // Методология биологии: Новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция). М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 21–32.
- Зеленеев В.М., Мигель И.А., Кустов А.И. Концептуальный подход в освоении современного вузовского курса «Естественнонаучная картина мира» // Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 78–88.
- Хаусман К. Протозоология. М.: Мир, 1988. 336 с.
- Bradbury S. The microscope. Pastand Present. Oxford Pergamon, 1968. 320 p.
- Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 640 с.
- Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. 334 с.
- Яблоков А.В. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1998. 336 с.
- Биология. Кн. 1 / под ред. В.Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 1993. 448 с.
- Биология. Кн. 2 / под ред. В.Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 1999. 352 с.
- Северцов А.С. Теория эволюции. М.: Владос, 2005. 380 с.
- Садовниченко Ю.А. ЕГЭ. Биология: Универсальный справочник. М.: Яуза-пресс, 2013. 496 с.
- Проворов Н.А., Воробьев Н.И. Коэволюция партнеров и целостность симбиотических систем // Журнал общей биологии. 2012. Т. 73, № 1. С. 21–36.
- Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: Наука, 1980. 280 с.
- Проворов Н.А. Генетико-эволюционные основы учения о симбиозе // Журнал общей биологии. 2001. Т. 62, № 6. С. 472–495.
- Доувер Г., Браун С., Коэн Э. Динамика эволюции генома и дифференцировка видов // Эволюция генома / под ред. Г. Доувера, Р. Флейвелла. М.: Мир, 1986. С. 329–356.
- Родин С.Н. Идея коэволюции. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1991. 267 с.
- Самуилов В.Д. Физиология микроорганизмов: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного ун-та. Сер. 16. Биология. 2008. № 1. С. 44–48.
- Шарова И.Х., Макаров К.В., Жихарев И.А. Современная систематика одноклеточных-протистов, адаптированная для изучения в курсе зоологии педагогических вузов и средней школе // Наука и школа. 2014. № 5. С. 113–124.
- Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение, 1975. 487 с.
- Догель В.А. Зоология беспозвоночных. М.: Высшая школа, 1981. 606 с.
- Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. М.: Просвещение, 1985. 231 с.
- Шапкин В.А., Тюмасева З.И., Машкова И.В. Практикум по зоологии беспозвоночных. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.
- Хаусман К., Хюльсман Н., Ралек Р. Протистология. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. 495 с.
- Ченцов Ю.С. Цитология с элементами целлюлярной патологии. М.: Медицинское информационное агентство, 2010. 368 с.
- Клетки / под ред. Б. Льюина и др.; пер. с англ. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 951 с.
- Верещагина В.А. Основы общей цитологии. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 176 с.
Дополнительные файлы
