Диагностика уровня сформированности экологической культуры личности студентов-фармацевтов в условиях экспериментального обучения в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Экологическое образование в ботанических садах, рассматривающее вопросы сохранения и изучения биоразнообразия растений, охраны окружающей среды, может быть успешно интегрировано в любые уровни образования. Достаточно успешным вариантом такой интеграции можно считать стартовавший в 2021 г. экологический проект для студентов-фармацевтов в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН. В статье описывается эксперимент по выявлению характера ведущих мотивов и направленность поведения студентов в экологически значимых ситуациях с помощью ценностно-нормативной методики Г.Е. Залесского. Экспериментальные данные позволили определить предварительную типологию уровня экологической культуры студентов-фармацевтов до старта проекта. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что у студентов Мурманского медицинского колледжа высокий уровень экологической культуры встречается чаще, чем у студентов Санкт-Петербургского фармацевтического техникума (24% и 16% соответственно), но в то же время студентов с низким уровнем экологической культуры в Мурманском медицинском колледже выявлено в 2 раза больше, чем среди студентов Санкт-Петербургского фармацевтического техникума (33% и 16% соответственно). По показателю высокого уровня экологической культуры студенты-фармацевты обоих экспериментальных групп приближаются к результатам школьной аудитории в исследовании О.И. Салтыковой и значительно превосходят результаты студентов других специальностей.

Об авторах

Лариса Петровна Мусинова

Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН

Email: laramusinova@yandex.ru

методист культурно-просветительского центра

Россия, Санкт-Петербург

Елена Гарисоновна Митина

Мурманский арктический государственный университет

Email: elena_mitina08@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук

Россия, Мурманск

Юрий Гурьянович Калугин

Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: kalugin_yuri@list.ru

научный сотрудник

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Стратегия развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
  2. Wyse Jackson P.S. Experimentation on a large scale – an analysis of the holdings and resources of botanic gardens // BGCNews. 1999. Vol. 3, № 3. P. 53–72.
  3. Международная программа ботанических садов по охране растений / под ред. И. Смирнова, В.Л. Тихоновой. М., 2000. 57 с.
  4. Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ботанические сады как экологическое ресурсы // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА». 2010. Вып. 40. С. 23–36.
  5. Batke S., Dallimore T., Bostock J. Understanding plant blindness – students’ inherent interest of plants in higher education // Journal of Plant Sciences. 2020. Vol. 8, iss. 4. P. 98–105.
  6. Wells C.N., Hatley M., Walsh J. Planting a native pollinator garden impacts the ecological literacy of undergraduate students // The American Biology Teacher. 2021. Vol. 83 (4). P. 210–213. doi: 10.1525/abt.2021.83.4.210.
  7. Hammann M., Jördens J., Büschgens D. Students’ situational interest in cultivated plants: the importance of contextualisation and topic selection students’ situational interest in cultivated plants: the importance of contextualisation and topic selection // International Journal of Science Education. 2020. Vol. 42 (16). P. 1–35.
  8. Митина Е.Г., Мусинова Л.П., Калугин Ю.Г., Бабушкина Е.В. Ботанический сад Петра Великого БИН РАН как база для подготовки студентов СПХФУ // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: мат-лы V междунар. науч.-практ. конф., посв. 80-летию со дня рожд. профессора В.М. Астафьева. 7–8 февраля 2020 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2020. С. 267–273.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – https://docs.cntd.ru/document/420205106.
  10. Шарыпова Н.В., Павлова Н.В. Квест и кейс как элементы интерактивных технологий в современном биологическом образовании // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 297–301. doi: 10.17816/snv201871314.
  11. Бокий Г.В. Интерактивные методы обучения преподавания ботаники у студентов-провизоров // Достижения науки и образования. 2017. № 2 (15). С. 40–43.
  12. Ткачёва Л.Ю. Использование кейс-метода на практических занятиях в рамках освоения профессионального модуля ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 4 (10). С. 60–68.
  13. Бурцева Т.В. Формирование экологической компетентности будущего фармацевта на основе интеграции естественнонаучных дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2009. 199 с.
  14. Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естественнонаучного цикла: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Алматы, 2004. 14 с.
  15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  16. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: дис. … д-ра пед. наук: 10.00.08. М., 1998. 68 с.
  17. Мдивани М.О., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р., Панов В.И. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация // Российский научный журнал. 2010. № 1 (14). С. 64–78.
  18. Шутова И.П., Осинцева Н.В. Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностно-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г.Е. Залесского // Научный диалог. 2017. № 4. С. 273–287.
  19. Салтыкова О.И. Проблема метода изучения экологической воспитанности учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999. 136 с.
  20. Михайлов В.В. Воспитание готовности студентов к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Магнитогорск, 2003. 132 с.
  21. Шутова И.П. Методические основы формирования экологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2001. 262 с.
  22. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности: монография. М.: МГУ, 1994. 138 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Предварительная типология уровней экологической культуры студентов-фармацевтов в условиях экспериментального обучения

Скачать (26KB)

© Мусинова Л.П., Митина Е.Г., Калугин Ю.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».