Диагностика уровня сформированности экологической культуры личности студентов-фармацевтов в условиях экспериментального обучения в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН
- Авторы: Мусинова Л.П.1, Митина Е.Г.2, Калугин Ю.Г.1
-
Учреждения:
- Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 10, № 2 (2021)
- Страницы: 286-293
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/78134
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021102311
- ID: 78134
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Экологическое образование в ботанических садах, рассматривающее вопросы сохранения и изучения биоразнообразия растений, охраны окружающей среды, может быть успешно интегрировано в любые уровни образования. Достаточно успешным вариантом такой интеграции можно считать стартовавший в 2021 г. экологический проект для студентов-фармацевтов в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН. В статье описывается эксперимент по выявлению характера ведущих мотивов и направленность поведения студентов в экологически значимых ситуациях с помощью ценностно-нормативной методики Г.Е. Залесского. Экспериментальные данные позволили определить предварительную типологию уровня экологической культуры студентов-фармацевтов до старта проекта. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что у студентов Мурманского медицинского колледжа высокий уровень экологической культуры встречается чаще, чем у студентов Санкт-Петербургского фармацевтического техникума (24% и 16% соответственно), но в то же время студентов с низким уровнем экологической культуры в Мурманском медицинском колледже выявлено в 2 раза больше, чем среди студентов Санкт-Петербургского фармацевтического техникума (33% и 16% соответственно). По показателю высокого уровня экологической культуры студенты-фармацевты обоих экспериментальных групп приближаются к результатам школьной аудитории в исследовании О.И. Салтыковой и значительно превосходят результаты студентов других специальностей.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Лариса Петровна Мусинова
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Email: laramusinova@yandex.ru
методист культурно-просветительского центра
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Гарисоновна Митина
Мурманский арктический государственный университет
Email: elena_mitina08@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук
Россия, МурманскЮрий Гурьянович Калугин
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: kalugin_yuri@list.ru
научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Стратегия развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Wyse Jackson P.S. Experimentation on a large scale – an analysis of the holdings and resources of botanic gardens // BGCNews. 1999. Vol. 3, № 3. P. 53–72.
- Международная программа ботанических садов по охране растений / под ред. И. Смирнова, В.Л. Тихоновой. М., 2000. 57 с.
- Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ботанические сады как экологическое ресурсы // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА». 2010. Вып. 40. С. 23–36.
- Batke S., Dallimore T., Bostock J. Understanding plant blindness – students’ inherent interest of plants in higher education // Journal of Plant Sciences. 2020. Vol. 8, iss. 4. P. 98–105.
- Wells C.N., Hatley M., Walsh J. Planting a native pollinator garden impacts the ecological literacy of undergraduate students // The American Biology Teacher. 2021. Vol. 83 (4). P. 210–213. doi: 10.1525/abt.2021.83.4.210.
- Hammann M., Jördens J., Büschgens D. Students’ situational interest in cultivated plants: the importance of contextualisation and topic selection students’ situational interest in cultivated plants: the importance of contextualisation and topic selection // International Journal of Science Education. 2020. Vol. 42 (16). P. 1–35.
- Митина Е.Г., Мусинова Л.П., Калугин Ю.Г., Бабушкина Е.В. Ботанический сад Петра Великого БИН РАН как база для подготовки студентов СПХФУ // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: мат-лы V междунар. науч.-практ. конф., посв. 80-летию со дня рожд. профессора В.М. Астафьева. 7–8 февраля 2020 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2020. С. 267–273.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – https://docs.cntd.ru/document/420205106.
- Шарыпова Н.В., Павлова Н.В. Квест и кейс как элементы интерактивных технологий в современном биологическом образовании // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 297–301. doi: 10.17816/snv201871314.
- Бокий Г.В. Интерактивные методы обучения преподавания ботаники у студентов-провизоров // Достижения науки и образования. 2017. № 2 (15). С. 40–43.
- Ткачёва Л.Ю. Использование кейс-метода на практических занятиях в рамках освоения профессионального модуля ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 4 (10). С. 60–68.
- Бурцева Т.В. Формирование экологической компетентности будущего фармацевта на основе интеграции естественнонаучных дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2009. 199 с.
- Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естественнонаучного цикла: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Алматы, 2004. 14 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: дис. … д-ра пед. наук: 10.00.08. М., 1998. 68 с.
- Мдивани М.О., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р., Панов В.И. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация // Российский научный журнал. 2010. № 1 (14). С. 64–78.
- Шутова И.П., Осинцева Н.В. Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностно-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г.Е. Залесского // Научный диалог. 2017. № 4. С. 273–287.
- Салтыкова О.И. Проблема метода изучения экологической воспитанности учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999. 136 с.
- Михайлов В.В. Воспитание готовности студентов к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Магнитогорск, 2003. 132 с.
- Шутова И.П. Методические основы формирования экологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2001. 262 с.
- Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности: монография. М.: МГУ, 1994. 138 с.
Дополнительные файлы
