Изучение мотивов учебной деятельности курсантов вуза гражданской авиации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен сравнительный анализ мотивов учебной деятельности студентов в области общепрофессиональной подготовки и при изучении вузовского курса математики. Рассматриваемая в работе методика А.А. Реана и В.А. Якунина, содержащая шестнадцать мотивов, была применена для изучения мнения курсантов в классическом ее варианте по отношению ко всему обучению в выбранном вузе, одновременно те же мотивы курсантам было предложено рассмотреть по отношению к изучению курса высшей математики. Математика играет важную роль в подготовке профессионалов технического профиля, она является базовой дисциплиной, обеспечивающей успешность обучения по общеинженерным и специальным дисциплинам. Вместе с тем математика, изучаемая в школе, существенно отличается от математики, преподаваемой в вузе, объем предлагаемой математической информации значительно больше, содержательный уровень вводимых понятий намного сложнее. У курсантов вуза гражданской авиации, приступивших к изучению математики в вузе, складывается определенное мнение к концу первого семестра. Результаты анализа мнения курсантов могут позволить преподавателю иметь адекватное представление о мотивах учебной деятельности обучаемых в отношении получения математических знаний. Полученные приоритетные мотивы обсуждаются с позиций решения педагогических задач обучения математике.

Об авторах

Екатерина Александровна Бутузова

Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

Автор, ответственный за переписку.
Email: butuzova.e.a@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин

Россия

Список литературы

  1. Мешкова Л.М., Казыханов Р.Н. Роль математики в профессиональной деятельности инженера // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. № 4. С. 48–51.
  2. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Педагогические статьи / под ред. акад. Б.В. Гнеденко. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. С. 128–160.
  3. Боев И., Имос О. Тенденции математической подготовки инженеров // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 15–22.
  4. Гандер Д.В. Профессиональная психопелагогика. М.: Воентехиздат, 2007. 336 с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  6. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. С. 204–223.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
  8. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 53–73.
  9. Галкина Е.Н. Мотивация учебной деятельности в вузе // Мир науки. 2017. Т. 5, № 2. http://mir-nauki.com/PDF/55PDMN217.pdf.
  10. Осиповская А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. 2013. № 2 (30). С. 89–93.
  11. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с.
  12. Карпова Е.В. Метасистемный анализ мотивации учебной деятельности в структуре личности // Сибирский психологический журнал. 2006. Вып. 24. С. 59–64.
  13. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 203 с.
  14. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 288 с.
  15. Ломтатидзе О.В., Мылтасова О.В. Особенности использования методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин)» при исследовании учебной мотивации // Психологический вестник Уральского федерального университета. 2013. Вып. 10. С. 205–211.
  16. Носков М.В., Шершнева В.А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 23–25.
  17. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86–95.
  18. Мамаева Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2007. 22 с.
  19. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  20. Чиркина С.Е. Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38). С. 83–89.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Диаграмма распределения мотивов в группе

Скачать (26KB)

© Бутузова Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».