Историко-культурный стандарт и профессиональная подготовка педагога в формировании гражданской идентичности (постановка проблемы)
- Авторы: Малкин С.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 3 (2021)
- Страницы: 265-268
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/90501
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021103311
- ID: 90501
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена роли государственной образовательной политики в формировании российской гражданской идентичности. В фокусе исследования – эволюция целевых установок властей в вопросах исторического образования и исторической памяти, их нормативно-правового регулирования и институционального обеспечения, реальных образовательных практик. Введение историко-культурного стандарта преподавания школьного курса истории в РФ рассматривается как совместная попытка власти и общества привести историческую и образовательную политику к общему содержательному и ценностному знаменателю. Особый акцент в статье сделан на важности профессиональной подготовки педагога к реализации задач в области государственной образовательной политики с учетом специфики современного информационного пространства. Обращается внимание на тесную взаимосвязь между информационными войнами и исторической политикой, особенно в контексте попыток пересмотреть итоги Второй мировой войны, имея в виду последствия таких попыток как для переформатирования гражданской идентичности, так и для переопределения места РФ на мировой арене. Определены методологические и организационные ограничения в средней и высшей школе, которые оказывают существенное влияние на формирование гражданской идентичности посредством исторического образования как на этапе подготовки педагогических кадров, так и в процессе изучения школьного курса истории.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Станислав Геннадьевич Малкин
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.g.malkin@mail.ru
доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, права и методики обучения
РоссияСписок литературы
- Историческая политика в XXI веке: сб. ст. / под ред. А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 646 с.
- Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под ред. А.И. Миллера и Д.В. Ефременко. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. 632 с.
- Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 471 с.
- О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)»: постановление Правительства РФ № 718 от 20.08.2013 г.
- О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы»: постановление Правительства РФ № 424 от 21.05.2013 г.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017 г.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.
- О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16.12.2018 г. № 703.
- Об обеспечении межнационального согласия: указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 602.
- О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания: указ Президента РФ от 20.10.2012 г. № 1416.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Репинецкий А.И., Кислова Н.Н. Историко-культурный стандарт как база формирования единого историко-культурного пространства Российской Федерации // Волжский вестник науки. 2017. № 4–6 (8–10). С. 91–94.
- Белоусов Л.С. Историко-культурный стандарт по всеобщей истории: проблемы методологии // Новая и Новейшая история. 2019. Вып. 5. С. 166–178.
- Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Критически-творческие заметки на полях Концепции преподавания курса «История России» // Преподавание истории в школе. 2021. № 1. С. 10–13.
- Чубуков А.С. Сравнение Историко-культурного стандарта 2014 и 2020 годов // Преподавание истории в школе. 2021. № 1. С. 14–18.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 374 с.
Дополнительные файлы
