Массовые открытые онлайн-курсы как ресурс смешанного обучения (на примере дисциплин гуманитарного профиля)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Доминантным направлением развития онлайн-образования, активно обсуждаемым педагогическим сообществом, является обучение с использованием массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Ключевым фактором эффективности внедрения МООК в практику образовательных организаций является прежде всего доступность элитарного образования. В современных условиях, определяющих приоритетность непрерывного образования (образования в течение всей жизни), особенно актуальным видится формирование готовности школьников к самообразованию, чему может способствовать обучение на МООК-платформах. Широкое обсуждение внедрения МООК в образовательную практику в большей степени касается вузовского образования, дополнительного образования и системы повышения квалификации. Применение МООК в школьном образовании в публикациях педагогов-исследователей рассмотрено недостаточно полно и в большей степени касается дисциплин естественнонаучного цикла. В рамках статьи был проведен анализ МООК по дисциплинам гуманитарного профиля и особенностей реализации моделей смешанного обучения («перевернутое обучение», «автономная группа», «индивидуальная траектория») на базе использования готовых онлайн-курсов. Результаты анализа свидетельствуют о наличии потребности в более глубоких исследованиях в данном направлении и необходимости внедрения в школьную практику элементов обучения с помощью массовых открытых онлайн-курсов. Это позволит разрешить противоречие между необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения и потенциалом уже имеющихся неиспользуемых массовых открытых онлайн-курсов.

Об авторах

Елена Николаевна Тараканова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tarelena13@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании

Россия

Список литературы

  1. Менциев А.У., Даулетукаева К.Д. МООК как новый инструмент дистанционного образования: педагогическая основа МООК, проблемы и ограничения // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 33.
  2. Петухова С.В. Факторы эффективности использования массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2019. С. 183–187.
  3. Миронов А.В. Роль МООК в развитии самостоятельной работы студентов // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): мат-лы конф. М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2019. С. 223–225.
  4. Бакулина И.Р. Анализ самостоятельной работы студентов по разделам МООК «Начертательная геометрия» // Современные проблемы технического образования: мат-лы XIX всерос. науч.-метод. конф. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. С. 9–12.
  5. Зубков А.Д. Возможности использования МООК в транспортном вузовском образовании // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 123–129.
  6. Черкашина И.П., Цибульникова В.Ю. Практика применения массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе вуза // Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования: мат-лы междунар. науч.-метод. конф. Томск: ТУСУР, 2018. С. 194–196.
  7. Захарова У.С. Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 4. С. 46–68.
  8. Гущина О.М., Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 7. С. 119–136.
  9. Никуличева Н.В. Методические аспекты использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе непрерывного профессионального развития педагога // Образовательная политика. 2018. № 1 (76). С. 68–75.
  10. Волобуева Т.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как форма повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 4 (45). С. 16–22.
  11. Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В. Массовые открытые онлайн-курсы в системе корпоративного обучения // Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2, № 7 (8). С. 31–40.
  12. Трофимова Н.Н. Потенциал дистанционного обучения на базе МООК в целях повышения квалификации и переобучения работников предприятий // Вестник Академии права и управления. 2021. № 1 (62). С. 102–107.
  13. Ваганова Н.В., Демина О.А., Лунина В.Л., Телегина О.В. Образовательный потенциал массового открытого онлайн-курса (МООК) в обучении иностранному языку студентов заочного отделения неязыковых вузов // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2018. № 42. С. 135–145.
  14. Борщева В.В. Формирование учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе на основе МООК // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.В. Ридной. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. С. 350–355.
  15. Ганюшкина Е.В., Золотова М.В. Индивидуализация языкового обучения в системе высшего профессионального образования // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе: тр. II всерос. науч. конф. Нижний Новгород: Общество с ограниченной ответственностью «Красная ласточка», 2019. С. 206–208.
  16. Семаева О.В. Использование ресурсов МООК в преподавании иностранного языка в вузе // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2021. № 1 (35). С. 17–24.
  17. Буханцова А.В. Интеграция МООК в учебный процесс по дисциплине «История» // Образование и педагогика: теория и практика: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 24–26.
  18. Стецкевич Е.С. Новые возможности преподавания истории в высшей школе: массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – «за» и «против» // Материалы науч.-метод. конф. СЗИУ РАНХиГС. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. № 1. С. 140–150.
  19. Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124–129.
  20. Халдеева Д.А. Русскоязычные МООК как средство обучения русскому языку как иностранному // Язык. Коммуникация. Культура – 2018: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. С. 127–128.
  21. Горбенко В.Д., Доминова Т.Н., Ильина Н.О., Кумбашева Ю.А. Оценка уровня готовности преподавателей русского языка как иностранного к использованию и созданию онлайн-курсов // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 234–247.
  22. Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2019. № 3 (27). С. 165–180.
  23. Хоченкова Т.Е. Массовые открытые онлайн-курсы: проектирование, модели, технологии интеграции в образовательный процесс школы // Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2018. С. 133–136.
  24. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – https://docs.cntd.ru/document/607175848.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тараканова Е.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».