Массовые открытые онлайн-курсы как ресурс смешанного обучения (на примере дисциплин гуманитарного профиля)
- Авторы: Тараканова Е.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 3 (2021)
- Страницы: 294-298
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/90507
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021103317
- ID: 90507
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Доминантным направлением развития онлайн-образования, активно обсуждаемым педагогическим сообществом, является обучение с использованием массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Ключевым фактором эффективности внедрения МООК в практику образовательных организаций является прежде всего доступность элитарного образования. В современных условиях, определяющих приоритетность непрерывного образования (образования в течение всей жизни), особенно актуальным видится формирование готовности школьников к самообразованию, чему может способствовать обучение на МООК-платформах. Широкое обсуждение внедрения МООК в образовательную практику в большей степени касается вузовского образования, дополнительного образования и системы повышения квалификации. Применение МООК в школьном образовании в публикациях педагогов-исследователей рассмотрено недостаточно полно и в большей степени касается дисциплин естественнонаучного цикла. В рамках статьи был проведен анализ МООК по дисциплинам гуманитарного профиля и особенностей реализации моделей смешанного обучения («перевернутое обучение», «автономная группа», «индивидуальная траектория») на базе использования готовых онлайн-курсов. Результаты анализа свидетельствуют о наличии потребности в более глубоких исследованиях в данном направлении и необходимости внедрения в школьную практику элементов обучения с помощью массовых открытых онлайн-курсов. Это позволит разрешить противоречие между необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения и потенциалом уже имеющихся неиспользуемых массовых открытых онлайн-курсов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Николаевна Тараканова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tarelena13@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании
РоссияСписок литературы
- Менциев А.У., Даулетукаева К.Д. МООК как новый инструмент дистанционного образования: педагогическая основа МООК, проблемы и ограничения // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 33.
- Петухова С.В. Факторы эффективности использования массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2019. С. 183–187.
- Миронов А.В. Роль МООК в развитии самостоятельной работы студентов // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): мат-лы конф. М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2019. С. 223–225.
- Бакулина И.Р. Анализ самостоятельной работы студентов по разделам МООК «Начертательная геометрия» // Современные проблемы технического образования: мат-лы XIX всерос. науч.-метод. конф. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. С. 9–12.
- Зубков А.Д. Возможности использования МООК в транспортном вузовском образовании // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 123–129.
- Черкашина И.П., Цибульникова В.Ю. Практика применения массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе вуза // Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования: мат-лы междунар. науч.-метод. конф. Томск: ТУСУР, 2018. С. 194–196.
- Захарова У.С. Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 4. С. 46–68.
- Гущина О.М., Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 7. С. 119–136.
- Никуличева Н.В. Методические аспекты использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе непрерывного профессионального развития педагога // Образовательная политика. 2018. № 1 (76). С. 68–75.
- Волобуева Т.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как форма повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 4 (45). С. 16–22.
- Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В. Массовые открытые онлайн-курсы в системе корпоративного обучения // Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2, № 7 (8). С. 31–40.
- Трофимова Н.Н. Потенциал дистанционного обучения на базе МООК в целях повышения квалификации и переобучения работников предприятий // Вестник Академии права и управления. 2021. № 1 (62). С. 102–107.
- Ваганова Н.В., Демина О.А., Лунина В.Л., Телегина О.В. Образовательный потенциал массового открытого онлайн-курса (МООК) в обучении иностранному языку студентов заочного отделения неязыковых вузов // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2018. № 42. С. 135–145.
- Борщева В.В. Формирование учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе на основе МООК // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.В. Ридной. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. С. 350–355.
- Ганюшкина Е.В., Золотова М.В. Индивидуализация языкового обучения в системе высшего профессионального образования // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе: тр. II всерос. науч. конф. Нижний Новгород: Общество с ограниченной ответственностью «Красная ласточка», 2019. С. 206–208.
- Семаева О.В. Использование ресурсов МООК в преподавании иностранного языка в вузе // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2021. № 1 (35). С. 17–24.
- Буханцова А.В. Интеграция МООК в учебный процесс по дисциплине «История» // Образование и педагогика: теория и практика: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 24–26.
- Стецкевич Е.С. Новые возможности преподавания истории в высшей школе: массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – «за» и «против» // Материалы науч.-метод. конф. СЗИУ РАНХиГС. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. № 1. С. 140–150.
- Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124–129.
- Халдеева Д.А. Русскоязычные МООК как средство обучения русскому языку как иностранному // Язык. Коммуникация. Культура – 2018: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. С. 127–128.
- Горбенко В.Д., Доминова Т.Н., Ильина Н.О., Кумбашева Ю.А. Оценка уровня готовности преподавателей русского языка как иностранного к использованию и созданию онлайн-курсов // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 234–247.
- Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2019. № 3 (27). С. 165–180.
- Хоченкова Т.Е. Массовые открытые онлайн-курсы: проектирование, модели, технологии интеграции в образовательный процесс школы // Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2018. С. 133–136.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – https://docs.cntd.ru/document/607175848.
Дополнительные файлы
