Лингводидактический потенциал электронного учебника как инновационного средства обучения иностранному языку в техническом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей разработки и практического использования электронного учебника по иностранному языку в техническом вузе. Данное исследование продиктовано необходимостью разрешения противоречий между положениями, декларируемыми образовательными стандартами высшей школы последнего поколения, и реальным уровнем знания иностранного языка обучающимися. Авторы анализируют и систематизируют требования, предъявляемые к печатным и электронным учебникам по иностранному языку. Уделяется внимание преимуществам электронных изданий перед печатными. В качестве ключевого достоинства электронного учебника выделяется наличие гипертекста, позволяющего реализовать нелинейную форму организации информации. В работе сформулированы основные принципы разработки электронного учебника, описана его структура и компоненты, освещаются вопросы содержательного наполнения языковым материалом. Авторами предложены варианты заданий, нацеленные на стимулирование коммуникативной и познавательной активности обучающихся. Показано, что для интенсификации развития навыков аудирования обучающихся в качестве мультимедийных ресурсов могут быть использованы подкасты. Подчеркивается, что наличие специальных программ для создания электронных учебников позволяет преподавателю осуществлять разработку без специальной подготовки в области программирования. В результате анализа авторы приходят к выводу о высоком лингводидактическом потенциале электронного учебника как средства обучения.

Об авторах

Эльмира Шерифовна Шефиева

Ростовский государственный университет путей сообщений

Автор, ответственный за переписку.
Email: sherifovna@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия

Ольга Николаевна Бессарабова

Ростовский государственный университет путей сообщений

Email: bessarabova-olga@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия

Список литературы

  1. Бессарабова О.Н. Особенности обучения иностранному языку с применением информационно-коммуникационных технологий // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды XVIII междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2021. С. 225–230.
  2. Маруневич О.В., Симонова О.Б. Особенности применения электронных кейсов при обучении иностранному языку студентов юридических и экономических специальностей: методический и педагогический аспекты // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 2. С. 281–285. doi: 10.17816/snv2021102310.
  3. Нефедов О.В. Рациональная методика обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (английский язык, начальный этап): автореф. дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 2016. 23 с.
  4. Котрикадзе Е.В. О преимуществах использования мультимедийных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 5. – https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN517.pdf.
  5. Беляев М.И. Из опыта создания электронных учебников // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2009. № 1. С. 15–24.
  6. Колесникова О.В. Электронный учебник как средство информатизации общества // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2010. № 10. С. 62–67.
  7. Котельникова М.Н., Бабич С.Н., Смагул К.Е. Электронный учебник как часть электронной образовательной информационной среды вуза // Социально-экономическое пространство современного мира: технологии прорывов и сохранение традиций / под ред. И.В. Кучерук. М.: Институт мировой экономики и финансов, 2019. С. 238–242.
  8. Мильруд Р.П. Учебник иностранного языка: синергетика жанра или энергетика автора? // Иностранные языки в школе. 2005. № 8. С. 12–18.
  9. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2–11.
  10. Babayeva Z. New book format of the XXI century – electronic textbooks // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 6. С. 486–490. doi: 10.33619/2414-2948/67/63.
  11. Бурлакова И.И. Практика формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Язык и текст. 2018. Т. 5, № 1. С. 109–115. doi: 10.17759/langt.2018010110.
  12. Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1999. № 6. С. 13–17.
  13. Потрикеева Е.С. К вопросу оценивания учебника иностранного языка // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2, № 1. С. 31–36.
  14. Kravtsova O.A., Novikov D.N. An up-to-date foreign language course book: from paper to electronic version // MGIMO Review of International Relations. 2013. № 6(33). P. 62–66.
  15. Миньяр-Белоручева А.П. К вопросу о принципах создания профессионально ориентированного учебника по английскому языку // Проблемы филологии: язык и литература. 2010. № 2. С. 93–102.
  16. Эпштейн В.Л. Гипертекст и гипертекстовые системы. М.: ИПУ, 1998. 39 с.
  17. Nelson T.N. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // ACM 20th National Conference. Proceedings. Cleveland, Ohio, 1965. Р. 84–100.
  18. Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление. М.: Высшая школа, 2005. 367 с.
  19. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10 (78). С. 84–89.
  20. Marunevich O., Bessarabova O., Shefieva E., Razhina V. Impact of podcasting on English learners’ motivation in asynchronous e-learning environment // SHS Web of Conferences. Vol. 110, 2021, 03006 // International Conference on Economics, Management and Technologies 2021 (ICEMT 2021) / S. Roshchupkin (ed.). Yalta, Russia, May 17–19, 2021. doi: 10.1051/shsconf/202111003006.
  21. Краснощекова Г.А. Фундаментализация неспециального лингвистического образования: дис. … д-ра пед. наук. Пятигорск, 2010. 359 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шефиева Э.Ш., Бессарабова О.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».