Creating a health-preserving social environment at the university by means of the functioning of Physical Education and Sports Department
- Authors: Kalimullina O.A.1, Kalmanovich V.L.2, Abdrashitov R.I.3
-
Affiliations:
- Zhiganov Kazan State Conservatoire
- Kazan State University of Architecture and Engineering
- Kazan National Research Technological University
- Issue: Vol 11, No 4 (2022)
- Pages: 279-283
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/133249
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114308
- ID: 133249
Cite item
Full Text
Abstract
The paper substantiates the importance of the problem of determining educational tools aimed at the health protection of student youth, and proves that the role of one of these tools is the health-saving environment of the university. The views of scientists on the concept of «health-saving environment» are given, attention is focused on its social aspect and the need to create a health-saving social environment at the university is indicated. It is substantiated that approaches to building a health-saving social environment of the university are personality-oriented ones. They are considered to be activity approaches: personality-oriented approach contributes to the formation of a conscious attitude towards health as a value among students; activity approach ensures the development of students’ skills and abilities to implement a healthy lifestyle. The role of Physical Education and Sports Department in creating a health-saving social environment of the university is revealed. The model of functioning of Physical Education and Sports Department is presented; it determines the main directions of activity of the staff of the department, in order to create and improve the health-saving social environment of the university. The content of the four leading activities of Physical Education and Sports Department, focused on creating a health-saving social environment of the university, is revealed: 1) educational and methodological work; 2) research work; 3) sports work; 4) health-improving and educational work.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Olga Anatolievna Kalimullina
Zhiganov Kazan State Conservatoire
Email: olca.1970@mail.ru
doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, head of Music Pedagogy Department
Russian Federation, KazanVladimir Lvovich Kalmanovich
Kazan State University of Architecture and Engineering
Author for correspondence.
Email: volek71@yandex.ru
candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Physical Upbringing and Sports Department
Russian Federation, KazanRuslan Ishbulatovich Abdrashitov
Kazan National Research Technological University
Email: rys072abdr@gmail.com
senior lecturer of Physical Upbringing and Sports Department
Russian Federation, KazanReferences
- Ахметвалиева М.Г., Коняева М.А. Формирование культуры здоровьесбережения студентов как основа обеспечения социальной безопасности общества // Международный правовой курьер: электронное сетевое издание. 2020. № 5. С. 1–7.
- Виноградов С.А. Воспитание ценностного отношения к здоровьесбережению студентов вуза физической культуры // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 22. Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. С. 22–25.
- Касаткина Н.Э., Мелешкова Н.А., Руднева Е.Л. Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов вуза и готовности к здоровьесбережению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 18–25.
- Михеева О.Д., Буслаева Н.С. Здоровьесбережение студентов во время адаптации к условиям профессионального обучения // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2016. № 1. С. 76–79.
- Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 1 (36). С. 123–127.
- Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_369118.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_140174.
- Пономарев Г.Н. Физическая культура в вузе: изменение образовательной деятельности кафедры физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2017. № 3 (63). С. 55–58.
- Соколов Н.Г. О некоторых показателях эффективности деятельности кафедры физической культуры // Физическая культура студентов: сб. мат-лов 70-й всерос. науч.-практ. конф., посв. 125-летию Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2021. С. 20–24.
- Тищенко В.В., Новикова А.С., Ключкина Г.О. Кафедра физической культуры и спорта в современной системе обучения: педагогические задачи и цели // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. Омск: ОАБИИ, Омский ГАУ, 2017. С. 297–303.
- Крамской С.И., Амельченко И.А. Роль кафедры физического воспитания и спорта в модернизации социального управления формированием здоровья студентов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. ст. XVIII междунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 1. Белгород, 14–15 апреля 2022 г. Белгород: Изд-во БГТУ, 2022. С. 6–10.
- Скриплева Е.В. Сохранение и укрепление здоровья студентов посредством переориентации их ценностей – приоритетная задача кафедр физического воспитания вузов // Физическая культура и здоровье студентов вузов: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. С. 183–184.
- Андреев А.В., Цветиков В.М., Рублёв А.И. Совершенствование направленности обучения на кафедре физического воспитания с целью формирования культуры здоровья студентов вуза // Теория и практика приоритетных научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам III междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 40–47.
- Студеникин С.И. Некоторые аспекты формирования культуры здоровья обучающихся на кафедре физического воспитания вуза // Инновационные исследования в науке и образовании: сб. науч. тр. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф. 28 февраля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 96–99.
- Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений: учеб. пособие. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 50 с.
- Зимина И.С., Мухина С.А. Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10, № 4 (24). С. 16–21.
- Мысина Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85). С. 68–76.
- Бикмухаметов Р.К., Калманович В.Л., Битшева И.Г. Роль кафедры физического воспитания в формировании образовательного физкультурно-оздоровительного пространства университета // Наука и спорт: современные тенденции. 2022. Т. 10, № 2. С. 101–108. doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-101-108.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированный подход к проблеме гуманитаризации физического образования: генезис концепции В.И. Данильчука // Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / под общ. ред.: Е.В. Данильчук. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 18–31.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: Аст, 2001. 576 с.
Supplementary files
