Формирование здоровьесберегающей социальной среды университета средствами функционирования кафедры физического воспитания и спорта
- Авторы: Калимуллина О.А.1, Калманович В.Л.2, Абдрашитов Р.И.3
-
Учреждения:
- Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет
- Казанский национальный исследовательский технологический университет
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 279-283
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/133249
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114308
- ID: 133249
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается значимость проблемы определения образовательных инструментов, направленных на здоровьесбережение студенческой молодежи, и доказывается, что в роли одного из таких инструментов выступает здоровьесберегающая среда вуза. Приводятся взгляды ученых на понятие «здоровьесберегающая среда», акцентируется внимание на социальном ее аспекте и обозначается необходимость создания в университете здоровьесберегающей социальной среды. Обосновывается, что подходами к построению здоровьесберегающей социальной среды университета являются личностно ориентированный и деятельностный подходы: личностно ориентированный подход способствует становлению у студентов осознанного отношения к здоровью как к ценности; деятельностный подход обеспечивает развитие у студентов умений и навыков осуществления здорового образа жизни. Раскрывается роль кафедры физического воспитания и спорта в создании здоровьесберегающей социальной среды университета. Представляется модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта, определяющая основные направления деятельности коллектива кафедры с целью формирования и совершенствования здоровьесберегающей социальной среды университета. Раскрывается содержание четырех ведущих направлений деятельности кафедры физического воспитания и спорта, ориентированных на создание здоровьесберегающей социальной среды университета: 1) учебно-методическая работа; 2) научно-исследовательская работа; 3) спортивная работа; 4) оздоровительно-воспитательная работа.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Анатольевна Калимуллина
Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова
Email: olca.1970@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой музыкальной педагогики
Россия, КазаньВладимир Львович Калманович
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: volek71@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта
Россия, КазаньРуслан Ишбулатович Абдрашитов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: rys072abdr@gmail.com
старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта
Россия, КазаньСписок литературы
- Ахметвалиева М.Г., Коняева М.А. Формирование культуры здоровьесбережения студентов как основа обеспечения социальной безопасности общества // Международный правовой курьер: электронное сетевое издание. 2020. № 5. С. 1–7.
- Виноградов С.А. Воспитание ценностного отношения к здоровьесбережению студентов вуза физической культуры // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 22. Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. С. 22–25.
- Касаткина Н.Э., Мелешкова Н.А., Руднева Е.Л. Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов вуза и готовности к здоровьесбережению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 18–25.
- Михеева О.Д., Буслаева Н.С. Здоровьесбережение студентов во время адаптации к условиям профессионального обучения // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2016. № 1. С. 76–79.
- Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 1 (36). С. 123–127.
- Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_369118.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_140174.
- Пономарев Г.Н. Физическая культура в вузе: изменение образовательной деятельности кафедры физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2017. № 3 (63). С. 55–58.
- Соколов Н.Г. О некоторых показателях эффективности деятельности кафедры физической культуры // Физическая культура студентов: сб. мат-лов 70-й всерос. науч.-практ. конф., посв. 125-летию Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2021. С. 20–24.
- Тищенко В.В., Новикова А.С., Ключкина Г.О. Кафедра физической культуры и спорта в современной системе обучения: педагогические задачи и цели // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. Омск: ОАБИИ, Омский ГАУ, 2017. С. 297–303.
- Крамской С.И., Амельченко И.А. Роль кафедры физического воспитания и спорта в модернизации социального управления формированием здоровья студентов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. ст. XVIII междунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 1. Белгород, 14–15 апреля 2022 г. Белгород: Изд-во БГТУ, 2022. С. 6–10.
- Скриплева Е.В. Сохранение и укрепление здоровья студентов посредством переориентации их ценностей – приоритетная задача кафедр физического воспитания вузов // Физическая культура и здоровье студентов вузов: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. С. 183–184.
- Андреев А.В., Цветиков В.М., Рублёв А.И. Совершенствование направленности обучения на кафедре физического воспитания с целью формирования культуры здоровья студентов вуза // Теория и практика приоритетных научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам III междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 40–47.
- Студеникин С.И. Некоторые аспекты формирования культуры здоровья обучающихся на кафедре физического воспитания вуза // Инновационные исследования в науке и образовании: сб. науч. тр. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф. 28 февраля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 96–99.
- Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений: учеб. пособие. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 50 с.
- Зимина И.С., Мухина С.А. Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10, № 4 (24). С. 16–21.
- Мысина Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85). С. 68–76.
- Бикмухаметов Р.К., Калманович В.Л., Битшева И.Г. Роль кафедры физического воспитания в формировании образовательного физкультурно-оздоровительного пространства университета // Наука и спорт: современные тенденции. 2022. Т. 10, № 2. С. 101–108. doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-101-108.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированный подход к проблеме гуманитаризации физического образования: генезис концепции В.И. Данильчука // Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / под общ. ред.: Е.В. Данильчук. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 18–31.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: Аст, 2001. 576 с.
Дополнительные файлы
