Формирование здоровьесберегающей социальной среды университета средствами функционирования кафедры физического воспитания и спорта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается значимость проблемы определения образовательных инструментов, направленных на здоровьесбережение студенческой молодежи, и доказывается, что в роли одного из таких инструментов выступает здоровьесберегающая среда вуза. Приводятся взгляды ученых на понятие «здоровьесберегающая среда», акцентируется внимание на социальном ее аспекте и обозначается необходимость создания в университете здоровьесберегающей социальной среды. Обосновывается, что подходами к построению здоровьесберегающей социальной среды университета являются личностно ориентированный и деятельностный подходы: личностно ориентированный подход способствует становлению у студентов осознанного отношения к здоровью как к ценности; деятельностный подход обеспечивает развитие у студентов умений и навыков осуществления здорового образа жизни. Раскрывается роль кафедры физического воспитания и спорта в создании здоровьесберегающей социальной среды университета. Представляется модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта, определяющая основные направления деятельности коллектива кафедры с целью формирования и совершенствования здоровьесберегающей социальной среды университета. Раскрывается содержание четырех ведущих направлений деятельности кафедры физического воспитания и спорта, ориентированных на создание здоровьесберегающей социальной среды университета: 1) учебно-методическая работа; 2) научно-исследовательская работа; 3) спортивная работа; 4) оздоровительно-воспитательная работа.

Об авторах

Ольга Анатольевна Калимуллина

Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова

Email: olca.1970@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой музыкальной педагогики

Россия, Казань

Владимир Львович Калманович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: volek71@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта

Россия, Казань

Руслан Ишбулатович Абдрашитов

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: rys072abdr@gmail.com

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Россия, Казань

Список литературы

  1. Ахметвалиева М.Г., Коняева М.А. Формирование культуры здоровьесбережения студентов как основа обеспечения социальной безопасности общества // Международный правовой курьер: электронное сетевое издание. 2020. № 5. С. 1–7.
  2. Виноградов С.А. Воспитание ценностного отношения к здоровьесбережению студентов вуза физической культуры // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 22. Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. С. 22–25.
  3. Касаткина Н.Э., Мелешкова Н.А., Руднева Е.Л. Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов вуза и готовности к здоровьесбережению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 18–25.
  4. Михеева О.Д., Буслаева Н.С. Здоровьесбережение студентов во время адаптации к условиям профессионального обучения // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2016. № 1. С. 76–79.
  5. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 1 (36). С. 123–127.
  6. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_369118.
  7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_140174.
  8. Пономарев Г.Н. Физическая культура в вузе: изменение образовательной деятельности кафедры физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2017. № 3 (63). С. 55–58.
  9. Соколов Н.Г. О некоторых показателях эффективности деятельности кафедры физической культуры // Физическая культура студентов: сб. мат-лов 70-й всерос. науч.-практ. конф., посв. 125-летию Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2021. С. 20–24.
  10. Тищенко В.В., Новикова А.С., Ключкина Г.О. Кафедра физической культуры и спорта в современной системе обучения: педагогические задачи и цели // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. Омск: ОАБИИ, Омский ГАУ, 2017. С. 297–303.
  11. Крамской С.И., Амельченко И.А. Роль кафедры физического воспитания и спорта в модернизации социального управления формированием здоровья студентов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. ст. XVIII междунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 1. Белгород, 14–15 апреля 2022 г. Белгород: Изд-во БГТУ, 2022. С. 6–10.
  12. Скриплева Е.В. Сохранение и укрепление здоровья студентов посредством переориентации их ценностей – приоритетная задача кафедр физического воспитания вузов // Физическая культура и здоровье студентов вузов: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. С. 183–184.
  13. Андреев А.В., Цветиков В.М., Рублёв А.И. Совершенствование направленности обучения на кафедре физического воспитания с целью формирования культуры здоровья студентов вуза // Теория и практика приоритетных научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам III междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 40–47.
  14. Студеникин С.И. Некоторые аспекты формирования культуры здоровья обучающихся на кафедре физического воспитания вуза // Инновационные исследования в науке и образовании: сб. науч. тр. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф. 28 февраля 2018 года, г. Смоленск. Смоленск: Новаленсо, 2018. С. 96–99.
  15. Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений: учеб. пособие. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 50 с.
  16. Зимина И.С., Мухина С.А. Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10, № 4 (24). С. 16–21.
  17. Мысина Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85). С. 68–76.
  18. Бикмухаметов Р.К., Калманович В.Л., Битшева И.Г. Роль кафедры физического воспитания в формировании образовательного физкультурно-оздоровительного пространства университета // Наука и спорт: современные тенденции. 2022. Т. 10, № 2. С. 101–108. doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-101-108.
  19. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.
  20. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.
  21. Сериков В.В. Личностно ориентированный подход к проблеме гуманитаризации физического образования: генезис концепции В.И. Данильчука // Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / под общ. ред.: Е.В. Данильчук. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 18–31.
  22. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  23. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
  26. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: Аст, 2001. 576 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта по созданию здоровьесберегающей социальной среды университета

Скачать (192KB)

© Калимуллина О.А., Калманович В.Л., Абдрашитов Р.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».