The hermeneutic approach for shaping students’ experience of moral interaction with other people

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper actualizes the problem of preparing young people studying in vocational education institutions for moral interaction with other people, one of the aspects of which is the shaping of students’ experience of moral interaction as a personal education with a structure (cognitive, motivational-value, communicative and behavioral components). The potential of hermeneutic, value, dialogic and personal-activity approaches in shaping the experience of students’ moral interaction with other people is substantiated, and the advantage of each of the approaches to the shaping of a specific component of experience is indicated. The possibilities of the hermeneutic approach, the central concept of which is «understanding», are revealed in the shaping of the cognitive component of the experience of students’ moral interaction. The correlation of knowledge and understanding is substantiated: knowledge, which precedes understanding and serves as its source, is presented to the individual in various forms, the main of which is the text. The potential of the hermeneutic arc is revealed in equipping students with knowledge that shapes the content of the cognitive component of the experience of moral interaction between students: knowledge about morality, values, etc., known to students, is enriched through the content of the texts presented to them, acquiring personal meaning, and then, returning to the life of students, substantiates their choice of ways of moral interaction. It is proved that the implementation of the hermeneutic approach contributes to the isolation in the texts presented to the student of such knowledge that justifies the student’s choice of ways of moral interaction, provides a reflective comprehension by the student of another person based on a deep personal understanding.

About the authors

Anna Aleksandrovna Razumovskaya

Branch of Murmansk Arctic State University in Kirovsk

Author for correspondence.
Email: annabalakovo2552@mail.ru

director

Russian Federation, Kirovsk, Murmansk Region

References

  1. Разумовская А.А. Содержание структурных компонентов опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 103–117. doi: 10.26456/vtpsyped/2022.3.103.
  2. Кудаков О.Р. «Подход» и «Подходность» в современных педагогических исследованиях // Казанский педагогический журнал. 2013. № 2 (97). С. 32–49.
  3. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 208 с.
  4. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара, СГПУ, 2000. 185 с.
  5. Дмитриева Л.Г. Психологическая готовность к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: диалогический подход // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 19–34.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. 3-е изд., пересмотр. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010. 448 с.
  7. Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики: монография. М.: Владос, 2011. 272 с.
  8. Закирова А.Ф. Концептуальные основания герменевтического подхода в педагогике // Евразийский союз ученых. 2014. № 5–2. С. 119–121.
  9. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика: монография. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.
  10. Закирова А.Ф., Буйко Н.С. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 244 с.
  11. Закирова А.Ф., Володина Е.Н. Исследование тенденций и перспектив модернизации образования: герменевтический подход // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 9. С. 9–34. doi: 10.17853/1994-5639-2018-9-9-34.
  12. Закирова А.Ф., Семенова Л.А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 165–180. doi: 10.17853/1994-5639-2015-7-165-180.
  13. Дильтей В. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4: Герменевтика и теория литературы. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. 538 с.
  14. Хайдеггер М. Бытие и время / перевод с нем. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 452 c.
  15. Шлейермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. А.Л. Вольского; науч. ред. Н.О. Гучинская. СПб.: Европейский дом, 2004. 242 с.
  16. Гущина А.В. О структуре нравственности учителя // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т. 7, № 1 (22). С. 54–58.
  17. Сущенко О.Г. Реализация идей герменевтического подхода в педагогической практике // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2017. № 2 (7). С. 9–14.
  18. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
  19. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. 192 с.
  20. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia, 1995. 160 с.
  21. Ануфриева Д.Ю. Герменевтический подход к развитию личного опыта учителя в профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 8. С. 96–101.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Razumovskaya A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».