The ethnocultural aspect in the educational process of a pedagogical university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper considers ethnocultural aspects in the educational activities of the university in the process of training bachelors of education. The authors show the place and role of ethnocultural courses and practices in the educational process of a teacher’s training university on the example of Samara State University of Social Sciences and Education. The paper substantiates theoretical and methodological approaches to the study of the problem of ethnocultural and multicultural education in modern Russian society, characterizes current requirements of educational standards of the school and higher pedagogical education in terms of achieving personal results by students, regarding the main areas of extracurricular activities in an educational institution; describes the experience of introducing ethnocultural courses and practices in the educational process of a teacher’s training university, substantiates their relevance in the process of training teaching staff, identifies problems in the content and learning process within the framework of these courses and practices. The main purpose of the research is to identify the place and role of ethnoculturological courses and practices in the educational process of a teacher’s training university. The study has shown that the ethnocultural aspect is relevant in professional training of bachelors of education, regardless of the major, since it prepares a prospective teacher to conduct educational and extracurricular activities in the Russian secondary school, especially in regions with a complex ethnic confessional composition of the population. Ethnological knowledge and skills in the ethnocultural sphere are in demand, first of all, in the organization of extracurricular activities, but are also necessary in teaching certain courses and for an interpersonal dialogue with students.

About the authors

Alla Gennadievna Gokina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: gokina@sgspu.ru

candidate of philological sciences, dean of Culture and Arts Faculty, associate professor of Philosophy, History and Theory of World Culture and Arts Department

Russian Federation, Samara

Evgenia Viktorovna Safonova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: safonova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Philosophy, History and Theory of World Culture and Arts Department

Russian Federation, Samara

Ekaterina Andreevna Iagafova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: yagafova@yandex.ru

doctor of historical sciences, professor, head of Philosophy, History and Theory of World Culture and Arts Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Иванычева Т.А. Общие подходы к оценке функциональной грамотности: глобальные компетенции: методические материалы в схемах и таблицах. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. 25 с.
  2. Тагунова И.А. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 280 с.
  3. Капаев М.А. Специфика этнокультурного компонента в системе среднего профессионального образования // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 74–79.
  4. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2014. 188 с.
  5. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Московского университета, 2019. 416 с.
  6. Сафонова Е.В. Этнокультурные технологии обучения в профессиональной подготовке учителя // Горюхинские чтения. Наука, методика, культура: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (г. Новосибирск, 23–24 апреля 2021 г.). Вып. II / под ред. О.А. Фарафоновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. С. 112–117.
  7. Хрисанова Е.Г., Тенюкова Г.Г. Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 2 (94). С. 182–188.
  8. Хроменков П.А., Хомякова Э.В. Формирование готовности бакалавров к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 42–55. doi: 10.18384/2310-7219-2019-2-42-55.
  9. Чекалева Н.В. Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 80–88. doi: 10.24411/1813-145x-2018-10107.
  10. Фадеева М.А. Актуальные проблемы этнокультурного образования: учеб.-метод. пособие. Саратов, 2017. 66 с.
  11. Технологии обучения школьников межкультурной коммуникации в полиэтнической среде (на примере Самарской области): метод. рекомендации / сост. Е.А. Ягафова. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. 80 c.
  12. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя: Весть, 2006. 23 с.
  13. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/182563.
  14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
  15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400907193.
  16. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413: приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405272211.
  17. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/728190373.
  18. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70535556.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Gokina A.G., Safonova E.V., Iagafova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».