Показатели и условия формирования профессиональных компетенций бакалавров технического вуза при изучении математических дисциплин
- Авторы: Кочетова Т.Н.1, Ильина Л.А.1, Еремичева О.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 5, № 1 (2016)
- Страницы: 175-180
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/22053
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20161310
- ID: 22053
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Для современной профессиональной школы результатом обучения является сформированность набора компетенций, сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Достижение необходимого уровня профессиональной подготовки возможно, если образовательная организация создаст условия фундаментального и вместе с тем профессионально-ориентированного обучения. Чтобы показать результаты обучения необходимо разработать инструментарий и описать процедуры оценивания. В статье рассматривается профессиональная подготовка бакалавров профиля «Государственное и муниципальное направление», выделяется профессиональная компетенция информационно-методической деятельности (ПК-7), которая в соответствии с основной образовательной программой Самарского государственного технического университета формируется дисциплинами базовой части основной образовательной программы. Для формирования этой компетенции необходимо освоить способ исследования явлений и процессов путем построения и изучения их математических моделей. Применение этого способа сводит решение профессиональных задач, рассматриваемого профиля подготовки, к математическому моделированию и последующему изучению полученной модели. Для выполнения последовательности решения профессиональных задач в области экономики управления авторами разработана схема использования моделирования реальных процессов. Опыт обучения математическим дисциплинам позволил выделить организационно-педагогические условия, реализация которых, способствует формирования выделенной компетенции. Эффективность сформулированных условий доказана экспериментально. Для оценивания сформированности компетенции при изучении дисциплин «Математика» и «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» были сформулированы показатели и критерии результативности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Николаевна Кочетова
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tnkochetova@list.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и прикладной информатики
Россия, СамараЛариса Айдаровна Ильина
Самарский государственный технический университет
Email: karimovala@mail.ru
доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики промышленности и производственного менеджмента
Россия, СамараОксана Юрьевна Еремичева
Самарский государственный технический университет
Email: oksana-eremicheva@yandex.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и мировой экономики
Россия, СамараСписок литературы
- Липенская И.А., Кочетова Н.Г. Система подготовки бакалавра образования - будущего учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО (компетентностный подход) // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 2-3. С. 615-620.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г. № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» // http://base.garant.ru/70863450.
- Kochetova N.G., Zubova S.P. The description of competition tasks in modern conditions. Школа будущего. 2015. № 2. С. 131-135.
- Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в теории и практике высшего образования: материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / редкол.: Н.Г. Кочетова (отв. ред.) и др. Самара: ПГСГА, 2009.
- Воронина М.А. Компоненты профессиональной культуры будущего педагога // Школа будущего. № 2. М.: Издательство ГУП СППМ, 2015. С. 160-166.
- Еремичева О.Ю., Ильина Л.А., Кочетова Т.Н. Компетентностный подход как базис для конструирования содержания образовательных программ укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 2 (26). С. 50-60.
- Кочетова Т.Н. Современные технологии математической подготовки будущего инженера // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 2 (22). С. 102-107.
- Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233.
- Лысогорова Л.В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2007. 19 с.
- Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233.
- Воронина М.А. Особенности формирования культурологической компетентности студентов при изучении иностранного языка // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014 г.) / отв. редактор Т.И. Руднева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. С. 291-294.
- Аниськин В.Н., Богословский В.И., Кочетова Н.Г. Формирование технологической культуры и социальной компетентности учителя в условиях современной информационно-образовательной среды: учебное пособие по курсу «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) - Педагогика. Самара, 2006.
- Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция модульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «История математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
- Куликова Е.В. Опыт составления фондов оценочных средств по дисциплине «история математики» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 53-57.
- Борзенкова О.А. Методико-математические задания как средство достижения интегративного уровня профессиональной компетентности будущего учителя // Аспирантский вестник Поволжья. 2006. № 1. С. 17-19.
- Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
- Дзамыхов А.Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49-53.
- Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.
- Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 81-84.
- Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Процесс становления и развития этноматематики в зарубежной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 53-57.
- Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика как область научных знаний: предмет и основные понятия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 37-41.
- Рзаев М.Т. Решение математических задач как способ систематизации знаний у учащихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 86-89.
- Стельмах Я.Г. Формирование профессиональной математической компетентности студентов - будущих инженеров: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2011. 21 с.
- Cтельмах Я.Г. Активизация исследовательской деятельности студентов при изучении математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (21) С. 166-173.
- Иванова Н.А. Развитие исследовательских умений у старших дошкольников, посредством их включения в проектную деятельность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-3. С. 70-72.
- Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
- Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 11-16.
- Стельмах Я.Г. Прогностический потенциал как условие успешной профессиональной деятельности будущего инженера-электроэнергетика // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки», № 3 (13). 2010. С. 171-178.
- Аниськин В.Н., Кочетова Н.Г. Формирование семиотической компетентности будущего специалиста // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 8-14.
Дополнительные файлы
