Technology of improving foreign language communication skills of master’s students majoring natural and technical sciences

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The rapid development of the Internet, as well as the digitalization of almost all spheres of human life, marked the transition from an industrial to an information-technogenic society, as predicted by futurologists in the middle of the last century. The growth of the information and technological space and the intensification of production electronization put forward increased requirements for the training of specialists in the natural sciences and technical profiles, primarily engineers. The given study is focused on the actual problem of improving foreign language skills of Master’s students at Moscow Institute of Physics and Technology that participates in the federal project «Advanced Engineering Schools». Despite the fact that this project is aimed at training highly qualified personnel for the exclusively Russian economy, it seems that it could be further developed within the scientific and professional cooperation between Russia and the BRICS and SCO states, which is impossible without a sufficiently high level of foreign language. As a result, we have identified the advantages of a communicative approach in linguodidactics (orientation to the practical component of the educational content, motivation for communication, maximum development of thinking skills, etc.). Besides, we have established the requirements for exercises aimed at developing students' communication skills, intellectual and cognitive abilities, and forming stable positive motivation to master a foreign language for professional, research, and teaching activities.

About the authors

Oksana V. Marunevich

Moscow Institute of Physics and Technology

Author for correspondence.
Email: oks.marunevich@mail.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Dolgoprudny, Moscow Region

Elena V. Shabashova

Moscow Institute of Physics and Technology

Email: eshabashova@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Dolgoprudny, Moscow Region

References

  1. Internet Growth Statistics [Электронный ресурс] // https://www.internetworldstats.com
  2. McLuhan М. The medium is the massage. London: Penguin Books, 1967. 157 p.
  3. Гампарцумов А.С. Доверие как основа диалога власти и общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 305–309.
  4. Агамирзян И.Р., Крук Е.А., Прохорова В.Б. Некоторые современные подходы к инженерному образованию // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 43–48.
  5. Инженерное образование и системы подготовки выпускников технических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в ведущих странах мира: монография / под ред. проф. Т.Е. Исаевой. Ростов-на-Дону, 2016. 244 с.
  6. Мансуров В.А., Семенова А.В. Отношение современных российских инженеров к своей профессии // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11, № 6. С. 75–111. doi: 10.18522/2227-8656.2022.6.4.
  7. Шмурыгина О.В., Дремина М.А. Базовые модели обучения на рабочем месте в профессиональном образовании европейских стран // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 25–32.
  8. Сенашенко В.С., Медникова Т.Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34–46.
  9. Трофимова Г.С., Горохова Н.Э. К вопросу о средствах обеспечения автономности магистрантов в образовательном процессе (на материале преподавания иностранного языка) // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 1. С. 72–76.
  10. Колмыков А.В., Дубежинский Е.В., Трапянок Н.Г. Перспективы развития магистратуры, ожидания и жизненные планы магистрантов (по материалам социологического опроса) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 2. С. 209–211.
  11. Леденева А.В. Профессионально-квалификационный портрет магистранта // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7–10. С. 78–81.
  12. Перевышко А.И., Юшкевич Е.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: сб. ст. III междунар. науч.-практ. конф.
  13. Минск, 25 марта 2021 г.) / отв. ред. О.Ю. Шиманская. Минск: БГПУ, 2021. С. 175–178.
  14. Игнатьева Е.Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в вузе // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 74–2. С. 27–30.
  15. Маруневич О.В., Малишевская Н.А. Особенности интеграции иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенции на занятиях по иностранному языку в транспортном вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 133–137.
  16. Полякова Т.Ю. Обучение иностранному языку в магистратуре инженерных направлений // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2014. № 1. С. 26–29.
  17. Маруневич О.В., Одарюк И.В. Концепт как единица формирования знаний в процессе обучения студентов иностранному языку в техническом вузе // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сб. науч. ст. по итогам работы седьмого круглого стола со всерос. и междунар. уч. (30–31 июля 2020 г.). Шахты: Конверт, 2020. С. 171–172.
  18. Гаврилова О.В. Иноязычная коммуникативная культура как средство формирования профессиональной компетенции бакалавров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. уч.). Оренбург: ОГУ, 2015. С. 1784–1787.
  19. Ситосанова О.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2020. Т. 1, № 17. С. 375–378. doi: 10.36629/2686-7788-2020-1-375-378.
  20. Кабанова Н.В., Кравченко А.Н. Сопоставительный анализ пиринговой и преподавательской оценки при обучении английскому языку в неязыковом вузе (уровень B1) // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: мат-лы третьей междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 29 марта – 2 апреля 2022 г.) / отв. ред. Е.Г. Тарева. М.: Языки народов мира, 2022. С. 135–140.
  21. Дашкина А.И., Федорова А.Я. Синергетический эффект парной и групповой работы студентов при подготовке полимедийной презентации // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. 2013. № 2 (16). С. 113–120.
  22. Шабашова Е.В. Дифференцированный подход к формированию рецептивных грамматических навыков в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1994. 18 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Marunevich O.V., Shabashova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».