Технология обучения иноязычным коммуникативным навыкам магистрантов естественнонаучного и технического профилей
- Авторы: Маруневич О.В.1, Шабашова Е.В.1
-
Учреждения:
- Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 12, № 3 (2023)
- Страницы: 284-290
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/253203
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023123311
- ID: 253203
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Стремительное развитие сети Интернет, а также цифровизация практически всех сфер жизнедеятельности человека ознаменовали переход от индустриального к информационно-техногенному обществу, предсказанному футурологами еще в середине прошлого века. Разрастание информационно-техносферного пространства и интенсификация электронизации производства выдвигают повышенные требования к подготовке специалистов естественнонаучного и технического профилей, в первую очередь – инженеров. Данное исследование посвящено актуальной проблеме иноязычной подготовки магистрантов-инженеров Московского физико-технического института, реализуемой в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы». Несмотря на то, что указанный проект нацелен на подготовку высококвалифицированных кадров исключительно для российской экономики, нам кажется вероятным его последующее развитие в рамках научно-профессионального сотрудничества России с государствами БРИКС и ШОС, что невозможно без знания иностранного языка на достаточно высоком уровне. В результате нами были выявлены плюсы коммуникативного подхода в лингводидактике (ориентация на практическую составляющую содержания обучения, наличие мотивации общения, максимальная активизация процессов мышления и т.д.), а также требования к упражнениям, направленным на развитие у студентов коммуникативных навыков, интеллектуальных и познавательные способностей, формирование устойчивой положительной мотивации к овладению иностранным языком для осуществления профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Оксана Викторовна Маруневич
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: oks.marunevich@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент департамента иностранных языков
Россия, Долгопрудный, Московская областьЕлена Валерьевна Шабашова
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Email: eshabashova@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент департамента иностранных языков
Россия, Долгопрудный, Московская областьСписок литературы
- Internet Growth Statistics [Электронный ресурс] // https://www.internetworldstats.com
- McLuhan М. The medium is the massage. London: Penguin Books, 1967. 157 p.
- Гампарцумов А.С. Доверие как основа диалога власти и общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 305–309.
- Агамирзян И.Р., Крук Е.А., Прохорова В.Б. Некоторые современные подходы к инженерному образованию // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 43–48.
- Инженерное образование и системы подготовки выпускников технических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в ведущих странах мира: монография / под ред. проф. Т.Е. Исаевой. Ростов-на-Дону, 2016. 244 с.
- Мансуров В.А., Семенова А.В. Отношение современных российских инженеров к своей профессии // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11, № 6. С. 75–111. doi: 10.18522/2227-8656.2022.6.4.
- Шмурыгина О.В., Дремина М.А. Базовые модели обучения на рабочем месте в профессиональном образовании европейских стран // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 25–32.
- Сенашенко В.С., Медникова Т.Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34–46.
- Трофимова Г.С., Горохова Н.Э. К вопросу о средствах обеспечения автономности магистрантов в образовательном процессе (на материале преподавания иностранного языка) // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 1. С. 72–76.
- Колмыков А.В., Дубежинский Е.В., Трапянок Н.Г. Перспективы развития магистратуры, ожидания и жизненные планы магистрантов (по материалам социологического опроса) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 2. С. 209–211.
- Леденева А.В. Профессионально-квалификационный портрет магистранта // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7–10. С. 78–81.
- Перевышко А.И., Юшкевич Е.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: сб. ст. III междунар. науч.-практ. конф.
- Минск, 25 марта 2021 г.) / отв. ред. О.Ю. Шиманская. Минск: БГПУ, 2021. С. 175–178.
- Игнатьева Е.Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в вузе // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 74–2. С. 27–30.
- Маруневич О.В., Малишевская Н.А. Особенности интеграции иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенции на занятиях по иностранному языку в транспортном вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 133–137.
- Полякова Т.Ю. Обучение иностранному языку в магистратуре инженерных направлений // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2014. № 1. С. 26–29.
- Маруневич О.В., Одарюк И.В. Концепт как единица формирования знаний в процессе обучения студентов иностранному языку в техническом вузе // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сб. науч. ст. по итогам работы седьмого круглого стола со всерос. и междунар. уч. (30–31 июля 2020 г.). Шахты: Конверт, 2020. С. 171–172.
- Гаврилова О.В. Иноязычная коммуникативная культура как средство формирования профессиональной компетенции бакалавров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. уч.). Оренбург: ОГУ, 2015. С. 1784–1787.
- Ситосанова О.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2020. Т. 1, № 17. С. 375–378. doi: 10.36629/2686-7788-2020-1-375-378.
- Кабанова Н.В., Кравченко А.Н. Сопоставительный анализ пиринговой и преподавательской оценки при обучении английскому языку в неязыковом вузе (уровень B1) // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: мат-лы третьей междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 29 марта – 2 апреля 2022 г.) / отв. ред. Е.Г. Тарева. М.: Языки народов мира, 2022. С. 135–140.
- Дашкина А.И., Федорова А.Я. Синергетический эффект парной и групповой работы студентов при подготовке полимедийной презентации // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. 2013. № 2 (16). С. 113–120.
- Шабашова Е.В. Дифференцированный подход к формированию рецептивных грамматических навыков в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1994. 18 с.
Дополнительные файлы
