Pedagogical system of military-professional competencies development of prospective reserve officers of the Russian Federation armed forces

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents theoretical and methodological foundations for the construction and practical implementation of the pedagogical system of military-professional competencies development of prospective reserve officers of the RF armed forces. The authors justify the urgency of social and economic expediency and specificity of the reserved for the Armed Forces officers’ training in civil technical universities. The authors give theoretical and experimentally confirmed justification of content and structure of military-professional competence of the reserved future officer. The authors have generalized an algorithmic model of pedagogical system of students’ (prospective reserve officers of the military-professionals) competence development. Its structure contains ten functional, interrelated and consistently implemented blocks. The authors describe a functional purpose and essential content of each block of the system model. Special attention is given to the modular technology of military-professional competence development, principles of organization, methods and techniques of its implementation. The authors provide data of a pedagogical experiment that identifies students’ level of military-professional competence development in the experimental and control groups at the levels of their cognitive, operational and activity components development.

About the authors

Gennady Mikhailovich Antonov

Samara State Technical University

Email: antgm@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, lecturer of Military Department

Russian Federation, Samara

Andrey Konstantinovich Afanasev

Samara State Technical University

Email: aak36@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, professor of Military Department

Russian Federation, Samara

Valentin Nikolaevich Mikhilkevich

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: j918@yandex.ru

doctor of technical sciences, professor of Psychology and Pedagogy Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Постановление Правительства Российской Федерации № 768 от 12 октября 2000 года «Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ 2000 г. № 43, ст. 4238.
  2. Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» от 10 июля 2009 г. № 666/249 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 44, 02.11.2009.
  3. Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 1 (19). С. 5-10.
  4. Антонов Г.М. Методика обоснования профессиональных компетенций студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск // Современные проблемы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода: материалы всерос. науч.-практ. конф. Димитровград, 2013. С. 12-18.
  5. Ильмушкин Г.М. Моделирование процесса формирования исследовательских компетенций студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 1 (25). С. 84-92.
  6. Михелькевич В.Н., Попов Д.В., Антонов Г.М. Деятельностный подход к формированию у курсантов личностных профессионально-значимых качеств // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самарский юридический институт ФСИН, 2014. С. 68-74.
  7. Кислякова О.П. Способы оценивания компетентностной технологии обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 2 (22). С. 76-86.
  8. Севостьянов С.И., Антонов Г.М., Афанасьев А.К., Потапов А.И. Восстановление военной автомобильной техники: учебное пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, 2014. 240 с.
  9. Шадрин В.А. Особенности профессиональной подготовки будущих офицеров в военном институте // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. научно-практической конференции с международным участием. Самара: СЮИ ФСИН, 2014. С. 315-319.
  10. Афанасьев А.К., Михелькевич В.Н. Компетентностный подход к профессиональной подготовке офицеров запаса автомобильных войск // Наука и образование - 2008: сб. докл. междунар. науч.-техн. конф. Мурманск: ММБИ, 2008. С. 950-953.
  11. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Модульный подход к системе высшего профессионального образования. Основы структурализации и метапознания. Минск: РИВШ, 2008. 84 с.
  12. Матушкин Н.Н., Столбова Н.Д. Структурная модель образовательной программы при модульно-компетентностном подходе // Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии: сборник докладов междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. С. 30-36.
  13. Овчинникова Л.Д. Теория и практика управления самостоятельной работой студентов-заочников: монография. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2012. 191 с.
  14. Антонов Г.М., Михелькевич В.Н. Информационно-дидактическая база формирования у студента технического университета профессиональных компетенций офицера запаса // Информационные технологии в социальной сфере: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. Самара: ПГСГА, 2013. С. 13-18.
  15. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авт., под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
  16. Антонов Г.М. Исследование эффективности системы компетентностной профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15, № 2-4. С. 865-869.
  17. Кальней В.А., Матвеева С.В. Проблема комплексной оценки качества профессиональной подготовки студентов в условиях компетентностного подхода // Вестник РМАТ. 2011, № 3 (3). С. 120-124.
  18. Дульзон А.А., Васильева О.М. Система самооценки и оценки компетенций научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 5 (14). С. 61-72.
  19. Антонов Г.М., Афанасьев А.К. Использование компетентностно-модульной технологии подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов // Современные проблемы подготовки специалистов атомной отрасли: материалы всерос. науч.-практ. конф. Димитровград: Димитровградский инженерно-технологический институт, 2015. С. 20-25.
  20. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Учебный модуль-конструкт самоуправляемой дидактической системы формирования предметных компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2011. № 1 (15). С. 83-88.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Algorithmic model of the system for the formation of military professional competencies among students

Download (120KB)
3. Figure 2 - Composition and content of training modules of the discipline "Restoration of military vehicles"

Download (51KB)

Copyright (c) 2018 Antonov G.M., Afanasev A.K., Mikhilkevich V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».