Professional activity of a university teacher in the information and communication educational environment

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of this study is due to the active introduction of information and communication technologies into the educational environment, which, in turn, determines the need for a detailed consideration of issues and mechanisms for improving the activities of a university teacher directly related to their implementation – information and communication activities. The article analyzes the aspects of professional and pedagogical activity of a higher school teacher in an information and communication educational environment. The results of a study aimed at identifying the nature of teachers' activities within the framework of using digital devices (computer, smartphone, tablet, laptop); features of using digital technologies to provide control, feedback, discussions in the educational process; features of activities related to design, development and use electronic educational resources already created (including by other authors); the possibilities and nature of the organization of the educational process in online and (or) mixed mode; the experience of teachers using modern means of communication in professional and pedagogical activities for effective interaction with other participants in the educational process. The results of the conducted research, their detailed analysis and the conclusions obtained can be used in scientific and pedagogical activities in order to consider and further study the process of professional and personal development of a university teacher as a subject of information and communication activities.

About the authors

Ekaterina Aleksandrovna Garaeva

Orenburg State University

Author for correspondence.
Email: eagaraeva@list.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of General and Professional Pedagogy Department

Russian Federation

References

  1. Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды: метод. пособие. 4-е изд. М.: Лаборатория знаний, 2020. 66 с.
  2. Зотов В.В. Становление информационно-коммуникативной среды как основание общественных трансформаций // Общество: политика, экономика, право. 2008. № 2. С. 6–9.
  3. Зотов В.В., Кривоухов А.А. Информационно-коммуникационная среда: опасности основных процессов цифровизации // Koinon. 2022. Т. 3, № 3–4. С. 75–87. DOI: 10. 15826/koinon.2022.03.3.4.032.
  4. Фурсова Д.А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 163–168. doi: 10.24412/1997-0803-2020-10218.
  5. Павлова Т.Б. Модель подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 116. С. 205–210.
  6. Панкратова О.П. Современные педагогические технологии как основа информационно-коммуникационной среды обучения // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 3. С. 163–166.
  7. Ковалева Т.Г., Дементьева Т.Г. Информационно-коммуникационная среда как ресурс и инструмент иноязычного образования специалистов // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2022. Т. 6, № 2. С. 248–255. doi: 10.33408/2519-237x.2022.6-2.248.
  8. Козлёнкова Е.Н., Карева А.С. Информационно-коммуникационная образовательная среда подготовки специалиста глазами студентов и преподавателей // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2011. № 3 (48). С. 103–107.
  9. Тимошенко Г.А. Информационно-коммуникационная среда как фактор инновационного развития вуза // Инновации и инвестиции. 2013. № 3. С. 48–53.
  10. Кириллов Г.М. Информационно-коммуникационная среда как пространство диалога // Наука. Общество. Государство. 2024. Т. 12, № 3 (47). С. 142–154.
  11. Соколовская В.В. Информационно-коммуникационная среда образовательного учреждения // Три века труда, поиска и исследований: мат-лы 72-й регион. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (Благовещенск, 20 апреля 2023 г.): в 3 т. Т. 3 / отв. ред. А.В. Друзяка. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2023. С. 85–88.
  12. Благов Ю.В. Развитие интегрированных коммуникаций в информационно-коммуникативном пространстве // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 4 (36). С. 75–82. doi: 10.51965/2076-7919_ 2021_1_4_75.
  13. Тринадцатко О.А., Мельникова В.В. ИКТ-компетентность в деятельности современного педагога // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 83–1. С. 101–103. doi: 10.18411/trnio-03-2022-28.
  14. Роберт И.В. Характеристики информационно-образовательной среды и информационно-образовательного пространства // Мир психологии. 2019. № 2 (98). С. 110–120.
  15. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 31–36.
  16. Поняева Т.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя вуза как фактор эффективного развития высшего образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 2. С. 125–128.
  17. Барынкин М.В. Инновационная педагогическая деятельность как фактор обеспечения качества образования // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 127–129.
  18. Куликова Т.А., Поддубная Н.А. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 210–212.
  19. Мамалова Х.Э. Формирование профессиональной компетентности бакалавров-филологов в информационно-коммуникационной обучающей среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 22 с.
  20. Alvarez I., Guasch T., Espasa A. University teacher roles and competencies in online learning environments: a theoretical analysis of teaching and learning practices // European Journal of Teacher Education. 2009. Vol. 32, iss. 3. P. 321–336. doi: 10.1080/02619760802624104.
  21. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  22. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2 (29). С. 178–182.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Garaeva E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».