Педагогические условия реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза
- Авторы: Цепкова А.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
- Страницы: 185-189
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/313700
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141314
- ID: 313700
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается роль воспитания в условиях высшей школы в формировании поколения специалистов, для которых моральные нормы, нравственные ценности и профессионализм неразделимы. Раскрывается значение научных подходов к организации воспитательного процесса в вузе для обеспечения методологической обоснованности, целенаправленности и результативности воспитания студентов, обозначаются научные подходы к воспитанию в высшей школе (системный, аксиологический, синергетический, этико-педагогический и др.) и аргументируется необходимость определения педагогических условий реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза. На основании научных положений В.П. Бездухова, О.К. Поздняковой, А.И. Салова, Л.Л. Хоружей, И.М. Шадриной о сущности, содержании, назначении этико-педагогического подхода и особенностях его применения в высшей школе, выделены педагогические условия реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза: 1) создание нравственно-ценностного воспитательного пространства, 2) обеспечение интеграции этического и профессионального знания в образовательном процессе вуза, 3) развитие у студентов способности к этической рефлексии, 4) обеспечение этического наполнения педагогической деятельности преподавателя вуза, 5) вовлечение студентов в процессе как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности в нравственные отношения.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анжелика Николаевна Цепкова
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zepkovaan@mail.ru
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования
Россия, г. СамараСписок литературы
- Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. М., 2021. 14 с.
- Карпанина Е.Н., Ронь И.Н. Обоснование системного подхода к воспитанию будущих специалистов в вузе // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 12–2. С. 205–207.
- Макарова Т.П. Системный подход к процессу воспитания субъекта культуры и реализация его в современном вузе // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 3. С. 192–195.
- Суханова С.Г. Системный подход к нравственному воспитанию в техническом вузе // Проблемы обеспечения качества высшего образования в условиях реализации ФГОС: мат-лы 57-й науч.-метод. конф. (Новосибирск, 4 февраля 2016 г.). Новосибирск: СГУТиИ, 2016. С. 399–403.
- Белевич Е.А. Синергетический подход к духовно-нравственному воспитанию в образовательном пространстве вуза // Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 62–64.
- Поборончук Т.Н., Пинчук Е.С. Методологическая основа воспитания студентов в вузе: синергетический подход // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: материалы IX междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 1 июня 2019 г.) / под общ. ред. Т.Г. Арутюняна. Красноярск: СГУНиТ им. М.Ф. Решетнева, 2019. С. 271–273.
- Царева Л.М. Компетентностный подход к осуществлению нравственного воспитания студентов медицинского вуза средствами иностранного языка // Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин. Вып. 17. Рязань: РГМУ им. И.П. Павлова, 2016. С. 76–80.
- Шарафеева А.Ф. Компетентностный подход к воспитанию в педагогическом вузе // Казанский педагогический журнал. 2007. № 6 (54). С. 100–105.
- Бездухов В.П., Позднякова О.К. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации // Педагогика. 2010. № 6. С. 15–26.
- Позднякова О.К. Этико-педагогический подход к формированию нравственного сознания будущего учителя // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы: мат-лы науч.-практ. конф. (Москва, 24–25 апреля 2009 г.). В 2 ч., ч. 1. М.: МПСИ, 2009. С. 394–399.
- Салов А.И. Концепция и модель формирования этического мировоззрения учителя в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Самара, 2018. 50 с.
- Хоружая Л.Л. Особенности реализации этико-педагогического подхода в профессиональном образовании // Pedagogika. 2013. № 112 (4). С. 14–21.
- Шадрина И.М. Сущность, назначение и содержание этико-педагогического подхода к формированию нравственной культуры будущего учителя // Новая наука: от идеи к результату: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 29 июня 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 43–47.
- Алексеева Т.Ю. Событийный подход в воспитании студентов педагогического вуза // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: мат-лы II всерос. междисциплинар. науч. конф. (Омск, 3 декабря 2020 г.). Омск: ОмГПУ, 2020. С. 45–49.
- Баранова Е.В. Организация нравственного воспитания студентов технического вуза на основе средово-пространственного подхода // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 4. С. 123–126.
- Бурдина В.С. Интегративный подход к организации нравственного воспитания студентов в вузе // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: мат-лы междунар. молодеж. аграрного форума: сб. науч. ст. (Мичуринск, 8–10 ноября 2017 г.) / под ред. В.А. Бабушкина. Мичуринск: МГАУ, 2018. С. 45–49.
- Бобровская Н.А., Кандаурова Ж.Н. Реализация аксиологического подхода в организации процесса воспитания в вузе // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход – 2021: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Барнаул, 25 июня 2021 г.). Барнаул: АГТУ им. И.И. Ползунова, 2021. С. 118–121.
- Эгамбердиева Н.М., Исмоилова Х.Т. Духовное воспитание студентов педагогических вузов на основе культурно-гуманистического подхода // Проблемы педагогики. 2019. № 4 (43). С. 45–50.
- Цепкова А.Н. Личностно-ориентированный подход к организации процесса воспитания студентов вуза // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: мат-лы семнадцатой междунар. науч.-практ. конф. (г. Самара, 19–20 октября 2022 г.). Самара: СГСПУ, 2022. С. 79–83.
- Цепкова А.Н. Этико-педагогический подход к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2013. № 1 (03). С. 39–43.
Дополнительные файлы
