A modern view on service and operational competence development of specialists dealing with hazardous production facilities safe operation
- Authors: Panychev A.L.1, Gorina L.N.2
-
Affiliations:
- Middle Volga Region Department of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision
- Togliatti State University
- Issue: Vol 8, No 4 (2019)
- Pages: 266-273
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/34503
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201984308
- ID: 34503
Cite item
Full Text
Abstract
The paper presents the results of the study aimed at improving the quality of specialists training in higher educational institutions who will fork for industrial enterprises where hazardous production facilities are operated. The quality of training depends on the level of industrial safety of hazardous production facilities and as a consequence the likelihood of accidents. At the moment, despite the general trend of reducing accidents at hazardous production facilities over the past ten years, their number remains quite significant. At the same time, social and economic damage from accidents can be estimated at 600–700 billion rubles per year, which will have a negative impact on the economic stability of the Russian Federation. The obligations of industrial enterprises where hazardous production facilities are operated and its employees are defined by the legislation. The content of education should take into account these basic requirements, which should be formed into separate themes. Accordingly, the modular principle is used in the design of the training content. The development of content in the form of modules will ensure the organizational and substantive unity of students training. We accept lectures and practical classes, as well as group and individual ones as the main methods of the educational process. Learning the material based on the results of lectures, practical training and self-training should allow students to form the qualities specified in our profesionogram. How the educational material proposed for study is learned should be checked during the control activities, starting from the initial-input control and ending with the final control.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Andrey Lvovich Panychev
Middle Volga Region Department of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision
Author for correspondence.
Email: senior.panisheff@yandex.ru
head of Togliatti Interterritorial Department for Supervision of Industrial and Energy Security
Russian Federation, TogliattiLarisa Nicolaevna Gorina
Togliatti State University
Email: gorina@tltsu.ru
doctor of pedagogical sciences, professor of Industrial and Environmental Safety Management Department
Russian Federation, TogliattiReferences
- О состоянии промышленной безопасности в Приволжском федеральном округе: практика, проблемы и пути их решения. Задачи на 2018 год [Электронный ресурс] // Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. – http://gosnadzor.ru/news/64/2145.
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-21.07.1997-n-116-fz.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz.
- Данилина Н.Е., Панишев А.Л. Компетентность и осведомленность персонала в области промышленной безопасности // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 7–2. С. 48–53.
- Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологи, 2003. 608 с.
- Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Методологические основания обучения студентов здоровьесбережению // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 40–43.
- Гринкруг Л., Фишман Б. Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 27–33.
- Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2015. 140 с.
- Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39–46.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Материалы методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
- Змеев С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3 (24). С. 94–101.
- Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: ООО «PER SE», 2007. 272 с.
- Змеев С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. М.: Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2014. № 1. С. 8–14.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.
- Горина Л.Н., Данилина Н.Е. Моделирование системы экологической и пожарной безопасности человека в образовательном процессе // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14, № 2 (4). С. 884–887.
- Горина Л.Н., Данилина Н.Е., Фрезе Т.Ю., Назаров А.Г. Методология проектирования системы подготовки специалистов по пожарной безопасности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 2 (12). С. 185–187.
- О реестре профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности): приказ Минтруда РФ от 29.09.2014 № 667н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-29.09.2014-n-667n.
- Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: постановление Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/postanovlenie-mintruda-rf-ot-09.02.2004-n-9.
- Профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления»: приказ Минтруда РФ от 11.04.2014 № 224н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-11.04.2014-n-224n.
- Профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве»: приказ Минтруда РФ от 11.04.2014 № 237н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-11.04.2014-n-237n.
- Профессиональный стандарт «Работник по организации эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции»: приказ Минтруда РФ от 06.07.2015 № 428н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-06.07.2015-n-428n.
- Профессиональный стандарт «Работник по оперативному управлению объектами тепловой электростанции»: приказ Минтруда РФ от 15.12.2014 № 1038н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-15.12.2014-n-1038n.
- Профессиональный стандарт «Специалист по техническому обслуживанию и ремонтам в металлургическом производстве»: приказ Минтруда РФ от 23.01.2017 № 67н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-23.01.2017-n-67n.
- Профессиональный стандарт «Специалист литейного производства в автомобилестроении»: приказ Минтруда РФ от 30.10.2018 № 678н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-30.10.2018-n-678n.
- Профессиональный стандарт «Специалист сварочного производства»: приказ Минтруда РФ от 03.12.2015 № 975н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-03.12.2015-n-975n.
- Профессиональный стандарт «Специалист по оценке соответствия подъемных сооружений требованиям промышленной безопасности»: приказ Минтруда РФ от 31.05.2018 № 343н [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-31.05.2018-n-343n.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 12.03.2015 № 201 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-12.03.2015-n-201.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 01.10.2015 № 1081 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-01.10.2015-n-1081.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 03.09.2015 № 955 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-03.09.2015-n-955.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 03.09.2015 № 957 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-03.09.2015-n-957.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 20.10.2015 № 1170 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-20.10.2015-n-1170.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 22.03.02 Металлургия (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 04.12.2015 № 1427 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-04.12.2015-n-1427.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 1470 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-14.12.2015-n-1470.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.03 Энергетическое машиностроение (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 01.10.2015 № 1083 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-01.10.2015-n-1083.
- Иванова А.В. Профессиограмма как эталонная модель специалиста // Актуальные вопросы современной педагогики: мат-лы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 154–155.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Горина Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты: монография / под науч. ред. Ю.К. Черновой. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2001. 264 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 06.03.2015 № 162 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-06.03.2015-n-162.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень магистратуры): приказ Минобрнауки РФ от 21.11.2014 № 1499 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-21.11.2014-n-1499.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры): приказ Минобрнауки РФ от 30.10.2014 № 1419 [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-30.10.2014-n-1419.
- Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 256 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. М.: Центр «Эйдос», 2002.
- Львов Л.В. Технология формирования учебно-профессиональной компетентности (КОЕЦЕПТ). Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦРАО, 2007. 151 с.
- The Global Human Capital Report 2017 [El. resource] // World Economic Forum. – https://weforum.org/reports/the-global-human-capital-report-2017.
- О реестре профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности): приказ Минтруда РФ от 29.09.2014 № 667н [Электронный ресурс] // Кодификация рф. – https://rulaws.ru/acts/prikaz-mintruda-rossii-ot-29.09.2014-n-667n.
- Norstrom A., Hovinen T. Working Day Model for Students in Chemical and Materials Engineering // Proc. 12th Int. CDIO Conf., Turku University of Applied Sciences. Turku, Finland, June 12–16, 2016. P. 489–496.
- Isaksson-Persson H., Gumaelius L. CDIO Implementation in Swedish Upper Secondary Education // Proc. 12th Int. CDIO Conf., Turku University of Applied Sciences. Turku, Finland, June 12–16, 2016. P. 606–618.
- Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., Van den Brande G. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016. doi: 10.2791/160811.
- Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. Washington DC: International Society for Technology in Education, 2012. P. 120–190.
- Bergmann J., Sams A. Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. International Society for Technology in Education, 2014. 182 p.
- Dong X. Application of Flipped Classroom in College English Teaching // Creative Education. 2016. Vol. 7, № 9. P. 1335–1339.
- Салманова Д.А., Ахмедбекова Р.Р. Подготовка магистрантов педагогического образования к проведению мониторинга // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 1. С. 21–25.
- Понятие оценивания в образовании / Т.В. Загоруйко, С.Ю. Диденко, Е.И. Черепанская, Е.Е. Лактионова, Л.И. Титова, В.В. Лебедева // Молодой ученый. 2018. № 45. С. 240–242.
- Белаш О.Ю., Чиркова А.А. Показатели внутреннего мониторинга качества образования: различия в оценке студентами и преподавателями важности показателей // Инженерное образование. 2018. № 24. С. 166–173.
- Чучалин А.И., Епихин А.В., Муратова Е.А. Планирование оценки результатов обучения при проектировании образовательных программ // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 13–20.
- Шкунова А.А. Измерение и оценивание качества подготовки студентов по организационному поведению в системе дистанционного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6, ч. 5. С. 25-29.
- Литвинова Т.Н., Юдина Т.Г., Русинова Т.В., Литвинова М.Г. Анкетирование студентов первого курса «Изучение химии глазами студентов» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4–1. С. 178–181.
- Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Комплексная оценка готовности выпускников магистратуры к профессиональной деятельности // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 171–176.
