The value foundations of the university teacher’s orientation towards the implementation of personality oriented education ideas

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper substantiates the importance of the implementation of personality-oriented education in higher education. The author reveals specifics of personality-oriented education at the university, an integral component of which is subjectivity. The author substantiates the legitimacy of extrapolating the ideas of personality-oriented education, the implementation of which is effective in a secondary school, to the university educational process and proposes the formulation of these ideas in relation to the university: the idea of recognizing a particular student’s personality value; development of the student’s personal experience; the ascent of the student to culture. The role of a university teacher in the implementation of personality-oriented education ideas in the process of interaction with students is revealed and the need to identify the value foundations of the university teacher’s orientation towards the implementation of such ideas is substantiated. The author considers that knowledge has a direct impact on human morality, the development of which is carried out through the choice of values and their subsequent appropriation by a person. The author also reveals the role of the teacher’s moral consciousness in understanding the value foundations of the orientation towards the implementation of personality-oriented education ideas. An example of determining the value foundations of personality-oriented education idea as the recognition of the value of a particular student’s personality is given and it is substantiated that this value basis is the value of «good». The author proves that it is possible to assess the implementation of personality-oriented education ideas according to moral criteria, in the role of which are the values that take on the meaning as values «for oneself» and «for another», the concepts of morality «good», «duty», «mercy», «justice», «honor». It is substantiated that the axiological space of the university filled with values, the meaning of which is acquired by the concepts of morality, can become a means of teacher’s orientation towards the implementation of personality-oriented education ideas.

About the authors

Anzhelika N. Tsepkova

Samara State University of Economics

Author for correspondence.
Email: zepkovaan@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, lecturer of Higher Mathematics and Economic-Mathematical Methods Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Горбунова Н.В. Личностно-ориентированный подход как стратегия и тактика формирования личности будущего специалиста в системе высшего профессионального образования // Педагогический вестник. 2018. № 2. С. 24–26.
  2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11–16.
  3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.
  4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
  5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
  6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  7. Нечаев М.П. Личностно-ориентированные образовательные технологии как ресурс развития качества образования // Гаудеамус. 2017. Т. 16, № 1. С. 38–44.
  8. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. 432 с.
  9. Цыренов В.Ц. Исторические аспекты генезиса концепций личностно-ориентированного образования в педагогике // Мир образования – образование в мире. 2016. № 3 (63). С. 7–15.
  10. Абрамова И.В. Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 7–10.
  11. Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Коновалова Е.Ю., Барабина И.Е. Личностно-ориентированные технологии в теории и практике вузовского обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 20–23.
  12. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коростелев А.А., Максимова К.А. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 112–115.
  13. Демидова С.Б. Личностно-ориентированные технологии в учебном процессе университета // Человеческий̆ капитал. 2016. № 3 (87). С. 95–97.
  14. Горбунова Н.В. Методологические аспекты личностно-ориентированного обучения будущих специалистов // Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 29–31.
  15. Остапенко А.В. Личностно-ориентированное взаимодействие «студент – преподаватель» как основа гуманистически ориентированного педагогического процесса (на примере преподавания трудового права) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (8). С. 37–39.
  16. Франчук Т.И. Личностно-ориентированное образовательное пространство вуза: гармонизация императивности и свободы // Перспективы науки и образования. 2015. № 5 (17). С. 27–32.
  17. Ходусов А.Н., Кононова С.А. Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2018. Т. 3. С. 109–118.
  18. Сластенин В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 49–74.
  19. Цепкова А.Н. Теоретические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования: монография. Самара: ПГСГА, 2012. 103 с.
  20. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
  21. Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория: сб. ст. М.: Наука, 1974. С. 7–49.
  22. Ценностное сознание личности в период преобразования общества: коллективная монография / под ред. Е.Д. Дорофеева, Л.А. Седова. М.: Институт психологии РАН, 1997. 95 с.
  23. Вершинина Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ). М.: МПСИ, 2005. 180 с.
  24. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. 64 с.
  25. Позднякова О.К. Нравственное сознание учителя: структура и особенности // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 1 (01). С. 160–165.
  26. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 2. С. 17–33.
  27. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
  28. Гусейнов А.А. Европа: Античность // История этических учений. М.: Гардарики, 2003. С. 310–445.
  29. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. 416 с.
  30. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  31. Анисимов С.Ф. Моральная мотивация // Этика / под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2000. С. 367–383.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Tsepkova A.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».