Технологии в подготовке будущего учителя к реализации контрольно-оценочной деятельности в условиях персонализации образования
- Авторы: Зоголь С.Г.1, Смоляр А.И.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
- Страницы: 128-132
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/313679
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141304
- ID: 313679
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснована актуальность проблемы подготовки будущего учителя к реализации контрольнооценочной деятельности в условиях персонализации образования. На основе анализа психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов в области образования авторы 1) конкретизируют сущностные стороны персонализации образования: обеспечение эффективной обратной связи в образовательном процессе; способность обучающихся ставить учебные цели и принимать на себя ответственность за результат обучения; применение форм и методов обучения, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность; построение разнообразных индивидуальных образовательных траекторий и траекторий индивидуального развития обучающихся; 2) выделяют создание условий для развития учебно-познавательной мотивации, навыков планирования целей и путей достижения образовательных результатов, навыков самоконтроля и самооценки в качестве основной задачи; 3) конкретизируют контрольно-оценочные умения педагога. Результаты проведенного авторами эмпирического изучения отношения студентов-первокурсников к контролю, оценке и отметке на уроках искусства свидетельствуют о необходимости специальной подготовки применять в контрольно-оценочной деятельности методы и технологии оценивания образовательных результатов учащихся, направленные на развитие их личностного потенциала, активной субъектной позиции в образовательном процессе, обеспечивающие своевременную и конструктивную обратную связь. Авторами теоретически обосновано и экспериментально проверено: наиболее продуктивными образовательными технологиями подготовки студентов к реализации контрольно-оценочной деятельности в условиях персонализации образования становятся такие, которые способствуют формированию личности обучающегося как субъекта проектирования и оценки своей учебной деятельности. К ним, в первую очередь, отнесены технологии формирующего оценивания, портфолио; показана специфика их применения в подготовке будущего учителя музыки.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Геннадьевна Зоголь
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: szogol@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования
Россия, г. СамараАнтонина Ивановна Смоляр
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: smol_53@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования
Россия, г. СамараСписок литературы
- О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404930447.
- Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»): письмо Минпросвещения РФ от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/728190373.
- Подымова Л.С., Полякова Я.Ю., Чуприянова О.В. Содержание понятия «персонализированное обучение»: к проблеме исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 2. С. 78–81.
- Ермаков Д.С. Что следует понимать под персонализированным обучением? // EduTech. 2023. № 4 (55). С. 13–16.
- Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 4. С. 82–90.
- Ермаков Д.С. Как построить корабль персонализированного обучения? // EduTech. 2023. № 4 (55). С. 24–30.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 2000. 312 с.
- Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Бабаева Т.И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие. М.: Академия, 1999. 544 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013. 464 с.
- Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: учебник. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70535556.
- Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 4. Об оценках. М.: Свет, 2015. 368 с.
- Кабалевский Д.Б. О педагогических оценках на уроках музыки // Дело всей жизни / сост. Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. С. 4–11.
- Абдуллин Э.Б. Педагогическая оценка на уроке музыки // Музыка в школе. 1983. № 1. С. 44–45.
- Казакова Е.И., Высоцкая Е.Н., Турчин А.П., Нестеренко Д.П., Браташ В.С., Лупанова Т.Н. Персонализированное образование: просто и наглядно. М.: Сберобразование, 2020. 53 с.
- Логвина И.И., Рождественская Л.О. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: пособие для учителя. Нарва: Tartu Ülikool, 2012. 48 с.
- Землянская Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 3. С. 50–58.
- Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учеб.-метод. пособие. СПб.: КАРО, 2015. 128 с.
- Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 179–185.
- Зоголь С.Г. Персонализация образовательного процесса в средней и старшей школе. Самара: СГСПУ, 2022. 180 с.
- Зоголь С.Г. Персонализация образовательного процесса в средней и старшей школе: контроль и оценка. Самара: СГСПУ, 2024. 127 с.
Дополнительные файлы
